Не плюйте где попало, чтобы случайно не стать подозреваемым в каком-нибудь преступлении

Результат налицо

Окурок со следами слюны, жвачка, просто плевок, волос, капля крови, пота, спермы, оставленные на месте преступления - уже сегодня такая малость может выдать злоумышленника, что называется с головой. Американские ученые  из Университета Пенсильвании (Pennsylvania State University) разработали алгоритм, с помощью которого получают портреты  людей, анализируя их ДНК. Пока изображения не очень четкие, но представление о том, кто оставил биологические следы, дают. И вместе с уже существующими методами, позволяющими определить цвет кожи и глаз, выглядят весьма эффективными.

Созданию алгоритма предшествовали исследования и эксперименты.  Ученые привлекли 592 человека разного происхождения - европеоидного и западноафриканских  типов, живущих в США, Бразилии и Кабо-Верде. Взяли образцы их ДНК, сканировали лица, зафиксировав координаты почти 7 тысяч точек на каждом.

Далее были  выявлены генетические различия - участки  ДНК, так называемые однонуклеотидные полиморфизмы (SNP), которые наиболее заметно влияли на те или иные черты лица.

По словам одного из руководителей исследования Марка Шивера (Mark Shriver), пока удалось набрать таких  SNP 24 штуки в 20 генах. Их соотнесли  с конкретными зонами лица. Разработанная в итоге компьютерная модель по известному набору  SNP и "рисовала" искомое лицо.

Ученые выявили участки ДНК, которые сильнее всего влияют на черты лица

Фото: Pennsylvania State University

Аналогичная работа сейчас идет в Китае.  Местные ученые под руководством биолога Кун Тана (Kun Tang) из Шанхайского института биологических наук, зафиксировав параметры лиц  1001 добровольца в  30 тысячах точек, выявила еще пять SNP - в дополнение к тем, которые получили в Пенсильвании. Они касаются в основном губ и подбородков, которые  китайцы воспроизводят наиболее точно.

Компьютерная модель по разработанному алгоритму вычерчивает лицо сообразно генетическим особенностям человека

Фото: Pennsylvania State University

По образу и подобию мышей

Тем временем генетик Аксель Визель - профессор из Лоуренской Национальной лаборатории в Беркли в Калифорнии воспроизводит по ДНК портреты мышей, отыскивая у них гены и SNP, которые влияют на формирования черт мышиных "лиц". Обнаружил уже аж 4 тысячи фрагментов ДНК - так называемых "энхансеров", которые определяют эти черты, конкретным образом влияя на рост костных и мягких тканей.

По словам профессора, мышь не сильно отличается от человека в смысле генетических механизмов формирования лица. Поэтому обнаруженные "энхансеры" в определенной мере присущи и людям. И сейчас он - профессор - пытается выяснить, как эти - своего рода инструкции  по формированию лиц -  закодированы в геноме человека.

Исследовать то, как гены влияют на форму лица помогают мыши - их

Исследовать то, как гены влияют на форму лица помогают мыши - их "лица" очень чувствительные к изменениям в ДНК.

Фото: Лоуренская Национальная лаборатория в Беркли

По мнению экспертов, прогресс в деле изображения лиц по ДНК, простите уж за каламбур, налицо. И сулит в ближайшем будущем просто фантастические перспективы. Абсолютно точные фотороботы злоумышленников станут появляться сразу же после того, как специалисты выявят генетические особенности, оставленных ими биологических следов.

Существует, конечно, опасность, что генетики  выдадут портреты совершенно посторонних людей, обнаружив случайно оставленную ими ДНК. Поэтому не плюйте где попало, чтобы ваше лицо не стало  фотороботом подозреваемого. Впрочем, о таком повороте ученые пока не думают.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Я знаю, кто тут курил и сорил

Упрощенную методику, позволяющую восстанавливать некоторые черты лица по обнаруженным однонуклеотидным полиморфизмам, освоила художница Хизер Дьюи-Хагборг (Heather Dewey-Hagborg). Она установила контакт  с  биологической лабораторией Genspace, расположенной в Бруклине. С ее помощью делает анализ ДНК собранных образцов, выявляет  особенности людей - пол, цвет глаз, оттенок кожи, ширину носа, расстояние между глазами  - и, пользуясь компьютерной программой, рисует портреты. Естественно, "домысливая" недостающие черты.

Насколько точными получаются портреты,  Дьюи-Хагборг не знает. Да и знать не хочет. Ведь не преступников она ищет, а изображает незнакомцев, подбирая на улицах оставленные ими бычки, жеванные жевательные резинки и волосы. Ей просто интересно представлять, как эти люди могли бы выглядеть. Сделать их видимыми.

Портрет незнакомства, восстановленный по слюне, оставленной им на бычке.

Портрет незнакомца, восстановленный по слюне, оставленной им на бычке.

Фото: Heather Dewey-Hagborg

Еще портрет из галереи Stranger Visions

Фото: Heather Dewey-Hagborg

Художница восстановила свой образ по ДНК из жвачки. Получилось, естественно, очень похоже.

Фото: Stranger Visions

Свои работы художница выставляет в галереи под названием Stranger Visions. И рассчитывает все-таки, что кто-нибудь себя узнает.

Образцы биологического материала незнакомцев художница собирает на улицах.

Фото: Stranger Visions