Мозг подростка «выключается», когда он слышит материнскую критику

Все мы знаем, что отношения родителей и детей в подростковом возрасте - дело очень непростое. Сейчас нейробиологи из ряда ведущих американских университетов считают, что они обнаружили в человеческом мозгу некоторые объяснения этому феномену.

Группа ученых из университетов Питтсбурга, Беркли и Гарварда во главе с Кён Хва Ли (Kyung Hwa Lee) пригласила 32 подростка в возрасте 14 лет (в среднем) в свою лабораторию картирования мозга. Среди них было 22 девочки. Их подключали к сканеру, и они в течение 30 секунд слушали голоса своих матерей, которые их критиковали. Вот один пример:

«Меня беспокоит то, что ты расстраиваешься из-за пустяков. Я говорю тебе, что обувь надо отнести на второй этаж. А ты просто сходишь с ума из-за того, что тебе придется брать ее, идти наверх и ставить у себя в комнате».

Ой-ой-ой. Исследователи сосредоточили внимание на трех структурах головного мозга тинейджеров. Это участки, прежде связанные с обработкой отрицательных эмоций (скажем, в лимбической системе); участки, отвечающие за регулирование эмоций (например, префронтальная кора) и наконец, нейронные зоны, участвующие в понимании взглядов других людей (такие как стык теменной доли и височной доли головного мозга). Они постарались понять, какова активность этих участков, когда подростки слушают ворчание своих матерей, в сравнении с теми моментами, когда их матери говорят о каких-то скучных вещах, скажем, о покупке продуктов в магазине. Ученые также проанализировали, сохраняются ли какие-то изменения в мозговой активности позднее.

Вот их главный вывод: во время материнской критики и какое-то время после этого в подростковом мозгу отмечается больше активности в тех участках, которые отвечают за отрицательные эмоции (здесь нет никаких неожиданностей), а вот в участках, связанных с контролем эмоций и восприятием чужих мнений, активность головного мозга снижается. По словам исследователей, это говорит о том, что в ответ на материнскую критику «молодежь отключает обработку сигналов и не думает о душевном состоянии родителей». Далее авторы эксперимента отмечают: «Снижение активности головного мозга в участках, отвечающих за понимание состояния и мнений других людей, помогает объяснить, почему так часто случаются конфликты и недопонимание в отношениях родителей и детей подросткового возраста».

Итак, одна из интерпретаций по результатам исследований состоит в том, что когда в следующий День благодарения вспыхнет очередная гражданская война поколений, следует иметь в виду, что мозг вашего ребенка просто не сможет не отключиться, когда вы начнете приставать к нему. Это не я говорю, а нейробиология, понятно?

На этом хотелось бы все завершить, но скептик во мне указывает на то, что данное исследование имеет массу недостатков, и во многих из них виноваты сами ученые. Например, они очень свободно обращаются с логической ошибкой, известной как «обратное умозаключение». То есть, они делают предположения и допущения о значении отмеченных ими закономерностей в нервной деятельности, основываясь на опыте прежних исследований.

В исследовании также нет четких инструкций для юных участников эксперимента. Мы на самом деле не знаем, насколько внимательно они слушают аудиозаписи. Картирование головного мозга следует внимательно контролировать, и чем меньше конкретных указаний вы даете участникам (в данном случае их практически не было вообще), тем менее управляемым окажется ваш эксперимент.

Неаккуратность данного исследования означает, что в теории его результаты можно истолковывать по-разному. Например, как предполагают ученые, отключение головного мозга подростка — своего рода защитная реакция, помогающая остановить разрастание конфликта. Это соответствует выводу о том, что подростки, которых родители поддерживают и ободряют больше и чаще, во время критики демонстрируют больший тормозящий эффект.

Не принимая во внимание эти изъяны и опасения, ученые смело сделали заключение о том, что в их результатах кроется ключ к повышению качества воспитания детей родителями. «Родители могут получить пользу от понимания того, что во время критики дети подросткового возраста могут проявлять мощную отрицательную эмоциональную реакцию, что им трудно контролировать такие эмоции и сложно понять точку зрения и душевное состояние родителей». Я думаю, всем нам это было известно и прежде, но теперь это подтвердила нейробиология. За это ей плюс.

http://inosmi.ru/world/20141202/224649858.html