Оборонная промышленность на постсоветском пространстве. Часть III

Таджикистан

Исторически Таджикистан был аграрной страной. Во времена Советского Союза появилась и начала развиваться промышленность, однако аграрный сектор попрежнему оставался одной из основ экономики этой среднеазиатской республики. В годы существования Таджикской ССР появились и начали развиваться энергетика, тяжелая и легкая промышленность, горнодобывающие и перерабатывающие предприятия. При этом наибольший приоритет имели сельское хозяйство, добыча и переработка полезных ископаемых, а также химическая промышленность. В связи с такой политикой развития в Таджикистане не строились специализированные предприятия оборонного комплекса.

Тем не менее, в Таджикской ССР имелись некоторые предприятия, поставлявшие продукцию военного назначения. В начале 1968 года в г. Истиклол был основан новый химический завод, появившийся как филиал Алексинского химкомбината. У концу того же года предприятие получило название «Заря Востока» и вскоре стало филиалом Бийского хим-комбината. Завод «Заря Востока» осуществлял переработку различного сырья и производил твердое ракетное топливо и другую продукцию. Кроме того, часть производственных мощностей предприятия занималась переработкой уранового сырья для атомной энергетики и ядерного оружия.

Резкое сокращение объемов производства, произошедшее после образования независимой Республики Таджикистан, сильно ударило по многим предприятиям, в том числе по заводу «Заря Востока». Заводу пришлось изменить состав выпускаемых изделий, сделав упор на продукцию промышленного и гражданского назначения: от различных металлоконструк-ций до резиновых галош. При этом завод сохранил возможности по производству пироксилина, нитроцеллюлозы и других материалов, пригодных для использования в военных целях.

В 2005 году Москва и Душанбе подписали договор, в соответствии с которым завод «Заря Востока» должен был заняться утилизацией твердого ракетного топлива. Утилизация стартовала в 2010 году и должна завершиться в 2015-м. За пять лет завод должен был переработать около 200 тонн топлива и отходов производства, хранившихся с советских времен.

В сентябре 2012 года страны-участницы ОДКБ договорились о проведении совместной программы модернизации оборонной промышленности. На территории государств, входящих в организацию, должны были появиться новые военные производства. Кроме того, не исключалась возможность восстановления и модернизации существующих предприятий. В марте 2013 года СМИ Таджикистана сообщили, что российские специалисты посетили завод «Заря Востока» и обсудили вопросы производства и поставки различной продукции, в том числе и военного назначения.

Следует отметить, «Заря Востока» является единственным таджикским предприятием, вошедшим в списки военных заводов стран ОДКБ. Таким образом, в обозримом будущем этот химический завод может возобновить производство продукции военного назначения, прекращенное около 20 лет назад. При этом предприятие будет работать в интересах не только Таджикистана, но и других государств.

Туркменистан

Бывшая Туркменская ССР является одним из немногих государств на постсоветском пространстве, у которого после распада СССР не осталось ни одного оборонного предприятия. Основой туркменской экономики был и остается топливно-энергетический комплекс. Туркмения располагает крупными месторождениями нефти и газа, которые позволяют ей обеспечивать все свои нужды. Также Туркменистан имеет развитое сельское хозяйство и легкую промышленность, в основном текстильную. Имеется некоторое количество предприятий химической промышленности.

В связи с отсутствием собственной оборонной промышленности официальный Ашхабад вынужден использовать старое оружие и военную технику, оставшуюся от Советского Союза, а также обращаться за помощью к другим государствам. Так, в последние годы Россия поставила Туркмении некоторое количество танков Т-90С, реактивных систем зал-пового огня «Смерч» и ракетных катеров проекта 12418 «Молния». У Турции были приобретены различное снаряжение и автомобильная техника.

Кроме того, в 2010 году Туркмения и Турция подписали контракт на строительство двух сторожевых катеров NTPB с опционом на шесть единиц. В соответствии с этим контрактом турецкая компания Dearsan Shipyard строит корпусные секции и модули, из которых туркменские судостроители собирают готовые катера. Окончательная сборка катеров ве-дется на верфи в г. Туркменбаши (бывший Красноводск). В 2012 году появилось второе соглашение, в соответствии с которым турецкие и туркменские специалисты должны построить и передать ВМС Туркмении еще восемь катеров типа NTPB.

Факт окончательной сборки турецких катеров на туркменском заводе может говорить о том, что официальный Ашхабад намерен не только закупать готовую военную технику за рубежом, но и строить ее, в том числе при помощи специалистов из третьих стран. Тем не менее, даже в таком случае в Туркменистане будет лишь один завод, способный строить военную технику. Естественно, этого недостаточно для появления собственного оборонно-промышленного комплекса. Как следствие, в обозримом будущем вооруженные силы Туркмении будут попрежнему зависеть от зарубежных предприятий.

Узбекистан

Узбекская ССР, как и некоторые другие среднеазиатские республики Советского Союза, не получила развитой оборонной промышленности. В Узбекистане были построены несколько предприятий, задачей которых было изготовление различных комплектующих, а также один завод, строивший самолеты. Все эти предприятия были прочно связаны с другими советскими заводами, получали их продукцию и отправляли им свою.

Проблемы девяностых годов серьезно ударили по большинству оборонных предприятий Узбекистана. Некоторые из них были вынуждены перепрофилироваться, а другим ценой серьезных потерь удалось сохранить имеющиеся производства. Хорошими примерами событий в узбекском оборонном секторе можно считать завод «Миконд» (г. Ташкент) и Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ).

Завод «Миконд», основанный в 1948 году, занимался производством радиодеталей для нужд нескольких отраслей. Продукция завода отправлялась большому количеству предприятий по всему Советскому Союзу, где использовалась при изготовлении различных систем. В 1971 году «Миконд» первым в Средней Азии освоил производство хрусталя, а в 1990-м начал изготавливать бытовые светильники, благодаря чему смог пережить экономические катаклизмы девяностых годов. После распада СССР заказы на электронные компоненты резко сократились. Хрусталь и светильники быстро стали основной продукцией, выпускаемой предприятием. В настоящее время завод «Миконд» носит название «Оникс» и экспортирует хрусталь в несколько соседних стран. Производство электроники полностью остановлено еще в девяностых.

В течение первых лет независимости Узбекистана ТАПОиЧ испытывало определенные проблемы, однако работа предприятия продолжалась.

Завод был преобразован в акционер-ное общество, но остался в государственной собственности: сотрудникам было передано лишь 10% акций. С начала семидесятых годов на ТАПОиЧ строились военно-транспортные самолеты Ил-76 различных модификаций. После распада СССР фирма «Ильюшин» и ТАПОиЧ смогли начать серийное строительство новой версии самолета, Ил-76МД. В начале девяностых ташкентские авиастроители построили и испытали пассажирский самолет Ил-114.

Тем не менее, к началу двухтысячных годов темпы строительства самолетов серьезно упали, из-за чего заводу пришлось осваивать изготовление продукции гражданского назначения. Для исправления ситуации в середине двухтысячных годов российская Объединенная авиастроительная корпорация предложила правительству Республики Узбекистан включить ТАПОиЧ в свой состав. В 2007 году официальный Ташкент ответил на это предложение согласием, пожелав сохранить контроль над предприятием. Однако в дальнейшем начались неоднозначные политические и экономические процессы, в результате которых российская ОАК отказалась от своих планов, а в 2010 году началась процедура банкротства ТАПОиЧ. С 2012 года проводится демонтаж различных объектов бывшего авиационного завода.

Потеряв единственное предприятие, выпускавшее готовые изделия военного назначения, Узбекистан только усилил зависимость от зарубежного вооружения и военной техники. В настоящее время вооруженные силы Узбекистана имеют технику и вооружение исключительно советского производства. Предпосылки к изменению этой ситуации, в том числе к появлению оружия собственной разработки, отсутствуют.

Украина

На территории Украинской ССР располагалось около 700 предприятий, занятых исключительно выпуском продукции военного назначения. Еще несколько тысяч заводов и органи-заций в той или иной мере принимали участие в работе оборонной промышленности. По количеству полученных предприятий украинский ОПК уступал только российскому. Считалось, что оборонный комплекс независимой Украины имеет большие перспективы и способен обеспечивать вооружением и техникой как свою армию, так и вооруженные силы третьих стран. Однако такие прогнозы оправдались не в полной мере.

Большое количество украинских предприятий выпускало комплектующие для изделий, собираемых на территории УССР и других союзных республик. Кроме того, немалое количество заводов собирало готовое вооружение и технику. Разрыв производственных связей с организациями, в один момент ставшими иностранными, привел к соответствующим последствиям. До начала двухтысячных годов не дожило большинство оборонных предприятий Украины: количество действующих институтов, заводов и КБ сократилось в несколько раз. Оставшиеся продолжали работу и сотрудничали с зарубежными коллегами.

Для оптимизации работы оборонно-промышленного комплекса и координации работы различных предприятий в 2010 году был создан государственный концерн «Укроборонпром». Задачей концерна стало руководство оборонной отраслью и взаимодействие с вооруженными силами. Кроме того, «Укроборонпром» должен был работать с зарубежными заказчиками украинской продукции военного назначения. Осенью 2013 года в структуре концерна были созданы пять дивизионов, каждый из которых отвечает за свой сектор оборонки.

Даже после закрытия большинства предприятий украинский ОПК при определенных условиях (прежде всего, в кооперации с российской оборонной промышленностью) мог производить различную военную технику и комплектующие для нее: ракеты-носители, военно-транспортные самолеты, танки, корабли, вертолетные двигатели и т.д. Следует отметить, ряд предприятий независимой Украины продолжил совместную работу с зарубежными коллегами. Например, запорожский завод «Мотор Сич», собирающий авиационные двигатели, поставляет в Россию более 40% своих силовых установок для вертолетов. В последние годы сообщалось, что российские предприятия закупают порядка 10% продукции украинского ОПК. Последний, в свою очередь, на 70% зависит от российских комплектующих.

Главная причина такой зависимости украинского ОПК от российских предприятий – отсутствие замкнутого цикла в производстве различных систем и техники. Руководство отрасли в свое время не уделяло должное внимание импортозамещению, что и привело к наблюдаемым сейчас результатам. Необходимо признать, что даже в таких условиях Украина смогла стать крупным экспортером военной техники. Еще в девяностых годах украинские предприятия с одобрения руководства страны начали снимать имеющуюся технику с хранения, ремонтировать и модернизировать ее, а затем продавать зарубежным странам. Реализации подобных контрактов поспособствовало наличие большого количества ремонтных заводов, способных обслуживать технику сухопутных войск и ВВС. Основными покупателями «подержанных» танков, бронетранспортеров, БМП и другой техники были небольшие и небогатые страны. В общей сложности было продано несколько тысяч единиц разнообразной техники.

Состояние украинского ОПК позволило начать несколько проектов, направленных на обновление парка техники вооруженных сил. Примечательно, что собственные проекты техники для военно-воздушных сил отсутствуют, а обновление военно-морских сил столкнулось с рядом сложностей. Так, в середине двухтысячных годов планировалось, что Черно-морский судостроительный завод (г. Николаев) построит 20 корветов нового проекта 58250 со сдачей головного корабля в 2012 году. Впоследствии планы неоднократно корректировались. В соответствии с нынешними планами головной корвет «Володимир Великий» будет передан ВМС не ранее 2015 года.

Куда больших успехов украинский ОПК добился в области бронетехники. За годы независимости предприятия Украины, используя имеющийся опыт, создали несколько проектов новых бронемашин. Кроме того, разрабатывались проекты модернизации имеющейся техники. В первой половине двухтысячных Харьковское конструкторское бюро по машино-строению им. А.А. Морозова (ХКБМ) представило проект глубокой модернизации основного танка Т-64 под названием Т-64БМ «Булат». До 2012 года сухопутные войска получили 76 танков, прошедших ремонт и модернизацию до состояния Т-64БМ. В 2009 году на вооружение был прият танк Т-84У «Оплот», представляющий собой глубокую модернизацию танка Т-80УД. К настоящему времени в войска поставлено лишь 10 таких машин. В 2009 году Минобороны Украины заказало 10 новейших танков БМ «Оплот». В общей сложности планируется закупить 50 таких танков. Однако даже через пять лет после подписания контракта войска не получили ни одной машины новой модели.

В начале двухтысячных годов стартовало строительство бронетранспортеров БТР-3, созданных ХКБМ на базе проекта БТР-80. Ввиду ограниченных финансовых возможностей украинские военные впервые заказали эти машины только в 2014 году. Тем временем серийные БТР-3 уже эксплуатируются в десяти зарубежных странах. К примеру, в вооруженных силах Таиланда имеется более сотни таких машин, а сухопутные войска ОАЭ эксплуатируют 90 БТР-3. Разработанный с нуля в ХКБМ бронетранспортер БТР-4 пока не получил столь широкого распространения.

Так, до начала 2013 года Украина успела передать Ираку около сотни из 420 заказанных бронемашин, после чего поставки были прекращены.

Иракские военные обвинили украинскую промышленность в срыве сроков и низком качестве продукции. 42 бронетранспортера, от которых отказался Ирак, были возвращены на завод-изготовитель и весной 2014 года переданы Национальной гвардии. В мае 2014-го Минобороны заказало более полутора сотен бронетранспортеров БТР-4 нескольких модификаций.

Украинский ОПК также способен снабжать армию автомобильной техникой (грузовики КрАЗ), модернизированными РСЗО (БМ-21 на шасси КрАЗ), противотанковыми ракетными комплексами («Стугна-П», «Скиф» и т.д.), стрелковым оружием нескольких типов и различным снаряжением. При этом Украина не имеет возможности производить зенитные ракетные системы, боевую авиацию, полевую артиллерию, минометы, а также вооружение и военную технику некоторых других классов.

После распада Советского Союза независимая Украина получила достаточно мощный оборонно-промышленный комплекс, в состав которого входили сотни предприятий. Далеко не все они смогли пережить тяжелые первые годы независимости, но оставшиеся попытались не только выжить, но и освоить производство новой продукции или даже отвоевать место на международном рынке вооружений. При этом украинскую оборонку постоянно преследовали несколько проблем, в первую очередь недостаточное внимание со стороны руководства страны, а также отсутствие заказов от Минобороны. В результате ряд важных пред-приятий оборонки был вынужден переориентироваться на сотрудничество с зарубежными государствами.

До недавнего времени нельзя было делать однозначные прогнозы, касающиеся будущего ОПК Украины. Украинские оборонные предприятия способны выпускать продукцию, которая может заинтересовать военных Украины или зарубежных стран. Одновременно с этим возможности промышленности ограничены, а качество продукции, как показал контракт на поставку бронетранспортеров Ираку, порой оставляет желать лучшего. В связи с этим прогнозирование дальнейшего развития украинской оборонки было затруднено, но можно говорить, что руководство независимой Украины и ее оборонной промышленности далеко не в полной мере воспользовалось возможностями, которые остались у него после распада СССР.

Смена власти и последовавшие за этим события в политической, экономической и военной сферах позволяют делать определенные прогнозы о будущем ОПК. По-видимому, экономические проблемы Украины в ближайшем будущем серьезно ударят как по оборонному сектору, так и по всей промышленности в целом. К еще более страшным последствиям может привести прекращение военно-технического сотрудничества с Россией, которым угрожает новое украинское руководство. Какие предприятия справятся с этими ударами, а каким придется прекратить свое существование – покажет время.

Эстония

Получив независимость, Эстония не обзавелась собственной оборонной промышленностью. На территории этого государства остались лишь несколько предприятий, выпускавших комплектующие для других производств. Официальный Таллин сразу отказался от строительства и развития собственного ОПК, рассчитывая на помощь зарубежных партнеров. Необходимо признать, эти надежды оправдались: уже в первые годы независимости страны эстонские вооруженные силы начали получать зарубежное вооружение и военную технику.

В 1992 году эстонские военные стали получать финансовую помощь, а также технику и вооружение различных типов. К примеру, Германия передала Эстонии два транспортных самолета L-410, 8 катеров, 200 автомобилей и несколько десятков тонн различных грузов. Впоследствии страны НАТО и другие зарубежные государства передавали или продавали Эстонии различную технику и вооружение.

Еще в первой половине девяностых годов в Эстонии стали появляться различные частные и государственные компании-производители различной продукции военного назначения. Малые размеры военного бюджета страны и закупки качественной продукции за рубежом сказались на судьбе этих предприятий – некоторым из них пришлось закрыться. В качестве примера можно привести таллинскую фабрику E-arsenal. Она принадлежала государству и выпускала боеприпасы для стрелкового оружия. За десять с лишним лет работы предприятие не сумело вывести объемы производства на необходимый уровень и не смогло конкурировать с зарубежными патронными заводами. В результате в 2010 году фабрика E-arsenal прекратила хозяйственную деятельность, а в 2012 году официальный Таллин инициировал процедуру ее ликвидации.

Необходимо признать, что эстонские предприятия могут работать без убытков и даже получать крупные заказы зарубежных стран. Весной 2013 года министерство обороны Эстонии объявило о начале субсидирования проектов вооружения и военной техники, создаваемых местными компаниями. Наиболее успешные фирмы могут рассчитывать на поддержку в размере 300 тыс евро. В качестве примера удачного проекта военные привели разработку фирмы ELI – беспилотный летательный аппарат Helix-4, предназначенный для выполнения разведывательных задач.

В ноябре 2013 года Союз оборонных предприятий Эстонии назвало лучшей фирмой года судостроительный завод Baltic Workboats. Верфь получила почетный титул благодаря шведскому заказу на строительство пяти патрульных катеров Baltic 1800 Patrol общей стоимостью 18 миллионов евро.

В последние годы в Эстонии появилось некоторое количество частных компаний, занимающихся разработкой различных систем военного назначения. Для координации работы этих организаций был создан Союз оборонных предприятий. Однако уже сейчас можно говорить, что в обозримом будущем Эстония не сможет создать полноценный оборонно-промышленный комплекс и избавиться от существующей зависимости от иностранных поставок. Тем не менее, нельзя не отметить желание страны развивать собственное производство и выходить на международный рынок.

http://topwar.ru/52367-oboronnaya-promyshlennost-na-postsovetskom-prostranstve-chast-iii.html