Будущая карта Европы
Сергей Уткин К.полит.н., зав. сектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН

Людям нравятся карты, как игральные, так и географические. В них завораживает скрытый смысл, своеобразная эстетика и бесчисленное количество возможных комбинаций. К тому же, оказывается, что и с «серьезными», географическими картами тоже можно играть.

Например, можно переместить страны таким образом, чтобы они ощущали себя более комфортно. Воображение вкупе с художественными навыками позволяет представить государства в образах людей и животных, как это было популярно у карикатуристов начала XX века. В отсутствие художественных навыков можно обойтись и одним воображением, предлагая более или менее остроумно переименовать существующие государства так, чтобы они отражали бытующие стереотипы. Этот распространенный подход можно сочетать с изменением границ и попыткой прогнозирования. Еще более занимательно предположить череду кровавых конфликтов на сто лет вперед, предупреждая недовольные комментарии пометкой «это сделано для развлечения».

Опасная игра


Фантазия "Европа, в которой страны могут
перемещаться как люди"


В видеоролике на YouTube легко распознать шутку, но в карты немудрено заиграться. На расчерченном пунктирными линиями и пестрящем красками листе бумаги реальность предстает в редуцированном виде. Хорошо, если политическая карта остается лишь одним из многих элементов, формирующих представления человека о международных отношениях, но случается, что она с детства остается определяющей.

Ребенок начинает узнавать географию со своей родной страны. У страны обнаруживаются границы и соседи. Реакция на это открытие может быть разной. Кто-то воспримет это как должное, кого-то эти дополнительные сложности и ограничения будут смущать всю жизнь. На поверку может оказаться, что за многими внешнеполитическими авантюрами скрываются не столько насущные потребности, сколько инфантильное желание закрасить карту в «свой» цвет.

Перекрашивать карту в Европе получалось множество раз. Эти метаморфозы отнюдь не были виртуальными. Они уничтожали и создавали судьбы людей и целых народов. Поначалу, в эпоху перемещения огромных людских масс по относительно малозаселенному заросшему лесами пространству, процесс изменений был вполне естественным. Вакуум был заполнен быстро, а жадные до территории правители не унимались веками. Процесс достиг апогея с расцветом колониальных империй, рассыпавшихся под собственной тяжестью и бременем сопутствующих конфликтов. Под давлением трагического опыта мировых войн европейским державам пришлось признать очевидное – содержанием исторического процесса должно быть не установление своей власти в соседних провинциях, а социально-экономическое саморазвитие.

Баланс


Прогноз "Европа в будущем" после серии
кровавых конфликтов


Отказ от дальнейших территориальных переделов и мирное разрешение споров были мечтой философов Просвещения и последующих поколений интеллектуалов. Устав ООН, а затем и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с его принципом нерушимости границ, казалось, наконец, перевели замечательную идею в политическую практику. Война в Югославии показала преждевременность оптимистических оценок, но вполне возможно, что этот конфликт все же останется отзвуком прошлого, последней точкой в истории внутриевропейских кровопролитий.

Бесчисленные изменения, происходившие с картой Европы на протяжении веков, могут навести на мысль, что результат во многом случаен. Однако это не так. Карта стремилась к соответствию между политическими и этническими общностями, при этом политика неизбежно влияла на формирование национального самосознания, а оно, в свою очередь, влияло на политику.

Сегодня Европа более близка, чем когда-либо прежде, к состоянию равновесия между запросом наций на политическое оформление и реально существующими границами. Европейская политическая карта достаточно хороша, чтобы счастливым образом избежать дальнейших трансформаций. Но потенциальных возмутителей спокойствия обнаружить все же можно.

Сепаратисты и юнионисты


Европа на исторических картах
от 1 до 2006 г.


Претенденты на создание новых независимых государств в Европе хорошо известны.

Шансами на «успех» обладает Шотландия с ее пятью миллионами населения, которая могла бы достойно смотреться в группе крепких середняков Евросоюза, таких как Дания, Словакия и Финляндия. Референдум по вопросу о независимости Шотландии должен пройти осенью 2014 г. Близкие позиции способна занять семимиллионная Каталония. Трехмиллионное баскское государство может появиться на территории Испании и Франции. Нет оснований полностью исключать распад Бельгии на шестимиллионную Фландрию и франкоязычную Валлонию, где проживает порядка 3,5 млн человек. Здесь возникает вопрос о судьбе столицы ЕС, миллионного преимущественно франкоговорящего Брюсселя. Список крохотных островных государств-членов ЕС вслед за Мальтой и Кипром могла бы пополнить трехсоттысячная Корсика. Несмотря на усилия Евросоюза по стабилизации в Боснии и Герцеговине, эта страна остается де-факто разделенной. От Федерации Боснии и Герцеговины с населением 2,3 млн человек может отколоться Республика Сербская, где проживают почти 1,5 млн человек. Регион с полумиллионным албанским населением способен покинуть Македонию. В свободное плавание может уйти крохотная по населению и огромная по территории Гренландия. Обсуждается отделение Северной Италии – почти 28 млн человек или даже 34 млн, согласно предложенным «Лигой Севера» границам «Падании». Самые разнообразные предположения высказываются относительно гипотетического распада Украины и России.

Примечательно, что формирование новых государств более вероятно там, где есть условия для проведения и признания результатов мирного референдума. Открытый конфликт, использование методов вооруженной борьбы, в конечном счете, только отдаляют сепаратистов от достижения их цели. Как показывает опыт замороженных конфликтов на Кипре, в Приднестровье и в Закавказье, добиваться признания независимости, провозглашенной по результатам военных действий, можно десятилетиями. Желающих создать одно государство на основе нескольких в Европе немного. Реалистичных проектов такого рода еще меньше, и практически все они являются продолжением сепаратистских устремлений. Так, Косово и албанские регионы Македонии могли бы слиться с Албанией, увеличивая ее население до 5,5 млн человек. Республика Сербская, вероятно, стремилась бы объединиться с семимиллионной Сербией. Фландрия и Нидерланды способны соединиться в государство с населением 23 млн человек, а Валлония может отойти к Франции.

Сатирическая карта Первой мировой войны (1914)
Сатирическая карта
Первой мировой войны (1914)


Итак, на карте Европы могут появиться 4–5 новых государственных образований. Речь в основном идет о регионах, которые уже сегодня обладают высокой степенью автономии. На региональном уровне идет своя политическая жизнь, которая оправданно заботит граждан больше, чем происходящее в более удаленной общегосударственной столице. Стремление к независимости наиболее выражено в регионах-донорах, которые с неохотой отдают в государственный бюджет кровно заработанные средства, отправляющиеся затем на поддержку отстающих.

Собственно переориентация всех собираемых налогов на региональный бюджет и соответствующее уменьшение ресурсов страны, теряющей территорию, стали бы основным результатом положительного решения вопросов о независимости. Ни один из кандидатов на государственный статус не обладает потенциалом для того, чтобы играть роль самостоятельного центра мировой политики. Принципиально значимым для них оставалось бы членство в Евросоюзе, позволяющее преодолеть ограничения, проистекающие из скромных демографических и территориальных размеров.

Без внутренних границ

Европа будущего, вероятнее всего, станет одновременно сплоченнее, фрагментированнее и шире. Совместить несовместимое удастся благодаря происходящему на наших глазах изменению характера межгосударственных границ. Помимо символического значения, границы традиционно являлись первым рубежом обороны от нападения агрессора, контрольным пунктом, пределом, ограничивающим юрисдикцию государства, и местом сбора пошлин.


Шуточная карта Европы глазами англичан
Шуточная карта Европы глазами англичан

Торгово-экономические барьеры на европейском пространстве уступают место свободе передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны-участницы Шенгенского соглашения идут еще дальше, отказываясь от всякого контроля на внутренних границах. Остаются задачи совместной обороны внешних границ (но уже не от агрессора, а от нелегальных мигрантов из бедных регионов мира и транснациональной преступности) и разграничения юрисдикции. Национальное законодательство государств при этом оказывается только одним из уровней сложной системы, включающей в себя международные конвенции, расширяющийся массив права Евросоюза и юридические установления, принимаемые в регионах и муниципалитетах. В этих условиях все большее внимание приходится обращать на карту, показывающую границы между членами ЕС, странами-кандидатами и не входящими в Евросоюз государствами. Изменения этой карты окажутся гораздо важнее гипотетического отделения Шотландии или Каталонии.

Расширение Евросоюза замедлилось. Прежде чем продолжать этот процесс, ЕС необходимо преодолеть последствия кризиса и подтянуть наиболее бедные страны-члены до среднего для европейского интеграционного объединения уровня развития. Через 10–15 лет эти задачи будут решены. Вероятно, тогда произойдет вступление в ЕС пока остающихся за его пределами балканских государств и Молдовы. Еще через 15–20 лет, возможно, появится интеграционное образование, которое объединит расширившийся ЕС с Турцией, Украиной, Белоруссией, Россией, Казахстаном, странами Закавказья. К этому времени настроения могут измениться в Швейцарии, Норвегии и Исландии, которые пока скептически относятся к идее вступления в Евросоюз.



Карта Европы 2022 года, опубликованная
в газете «Гардиан» в феврале 2012 года


Региональная интеграция – не одномоментное решение, а процесс. На том или ином уровне все страны Европы уже сегодня участвуют в ней либо непосредственно, либо через систему договоренностей с ЕС и его членами. На определенном этапе количество внутрирегиональных взаимосвязей переходит в качество, символом которого сегодня является членство в Евросоюзе. Через 35–40 лет механизмы интеграции неизбежно изменятся. Потребуются новый договор о союзе, новые правила голосования и экономические инструменты. Но сохранится потребность в европейском единстве. Общий европейский рынок и голос общеевропейского союза на мировой арене могли бы объединить до 900 млн человек – цифра внушительная, но не экстраординарная даже сегодня, а тем более на фоне прогнозируемых к 2050 г. пятимиллиардной Азии, почти двухмиллиардной Африки и 1,2 млрд жителей западного полушария.

Однако карта будущего, на которой пространство от Лиссабона до Владивостока закрашено одной краской, была бы чрезмерно схематичной. Как уже сегодня показывает опыт ЕС, свобода передвижения и ведения бизнеса не уничтожает языковых и культурных различий между странами, а также, что существенно, не устраняет региональной специфики. Интеграция опирается на принцип субсидиарности – только те полномочия, которые не получается эффективно реализовывать на более низком уровне, должны передаваться на более высокий. Львиная доля проблем, решаемых при помощи политических механизмов, может и должна решаться региональными властями. Отсюда значимость затейливой карты европейских регионов, которая вряд ли будет существенно меняться с годами, напоминая о разнообразии, в котором заключена сила Старого Света.

***

Современные технические средства позволяют значительно увеличить объем информации, передаваемой с помощью карты. Не столь важно, будет ли реализован тот или иной сепаратистский проект. Важно, чтобы наши представления о Европе становились многомерными. Будущая карта Европы – это карта общеевропейских органов принятия решений, совместных инфраструктурных проектов, оптимизированного распределения промышленных объектов, взаимных инвестиций, транспортных потоков, свободно пересекающих границы. Это и десятки тысяч муниципалитетов, каждый из которых в чем-то не похож на другие. Задача европейских политиков будущего – осознать и максимально использовать конкурентные преимущества региона, отказавшись, наконец, от устаревшей игры в перетягивание пограничных пунктиров.



http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=275#top