НОВЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ MCKINSEY & COMPANY
Индекс устойчивого развития городов — новый инструмент, позволяющий охватить пять аспектов устойчивого роста городов в развивающихся странах. Авторы статьи: Шеннон Бутон (Snannon Bouton) — консультант McKinsey, Детройт; Джонатан Вотцель (Jonathan Woetzel) — старший партнер McKinsey, Шанхай. Молли Линдсей (Molly Lindsay) — консультант McKinsey, Вашингтон. Статья была опубликована в The McKinsey Quarterly — № 27, 2013 год.

Вопросам устойчивого развития сегодня как никогда важно уделять особое внимание. В первую очередь это касается развивающихся стран, которые вступают в эпоху массовой урбанизации. Этот процесс способен обеспечить существенный рост производительности и уровня жизни, но вместе с тем он порождает экологические и прочие риски, которые могут во многом свести на нет достигнутые положительные результаты.

Многие государства с формирующейся рыночной экономикой уже сейчас стремятся к устойчивому развитию, то есть к экономическому росту, обеспечивающему повышение качества жизни без ущерба для окружающей среды и природных ресурсов. Вместе с тем отсутствие общепринятых методов оценки достигнутых успехов в городах развивающихся стран зачастую мешает властям принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.

Чтобы устранить этот пробел и помочь политикам указанных государств в поиске действенных механизмов развития городских территорий, мы разработали новую систему показателей — так называемый индекс устойчивого развития городов 1. Этот индекс позволяет количественно оценивать динамику роста городов по следующим пяти критериям: степень удовлетворения основных потребностей населения, эффективность использования ресурсов, чистота окружающей среды, городская инфраструктура и ориентация на устойчивое развитие в будущем.

В качестве полигона для тестирования нового индекса мы выбрали именно Китай по ряду причин. В Китае насчитывается больше развивающихся городов, чем в любом другом государстве, и растут эти города быстрее, чем в других регионах мира. Кроме того, необходимые для исследования данные становятся в Китае все более доступными, а руководство страны все активнее демонстрирует стремление обеспечить устойчивое развитие городов.

Анализируя градостроительную политику некоторых наиболее динамично растущих городов Китая, мы выделили пять общих направлений, в которых следует двигаться для достижения стабильного роста городов в развивающихся странах: реструктуризация промышленности в комплексе с рекультивацией земель; «зеленое» городское планирование; обеспечение прозрачности нормативных требований и административных функций; комплексная широкомасштабная утилизация отходов; межведомственное взаимодействие.

В этой связи вполне обоснованно возникает вопрос, применимы ли выводы, полученные в Китае, к другим развивающимся странам. Безусловно, региональные различия так или иначе будут влиять на особенности градостроительной политики, и в конечном итоге, чтобы добиться положительных результатов, городским властям необходимо будет использовать предлагаемый индекс для анализа ситуации непосредственно на своих территориях. Вместе с тем наш опыт реализации проектов в различных городах мира показывает, что те направления развития, которые мы выявили в Китае, актуальны и в целом для городов развивающихся стран. Таким образом, органы власти, предприятия и гражданские организации других развивающихся государств вполне могут использовать выводы, сделанные на территории Китая, для обеспечения устойчивого роста собственных городов.

ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ РОСТА ПРИ ДЕФИЦИТЕ ОРИЕНТИРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Как показывает анализ, с 2007 по 2025 год 423 города из развивающихся стран обеспечат более 45 процентов совокупного прироста мирового ВВП. Численность населения этих городов за указанный период предположительно увеличится на 40 процентов, а соответствующий средний доход (показатель ВВП на душу населения, скорректированный с учетом паритета покупательной способности) возрастет более чем в два раза — с 13 000 до 31 000 долларов в год. В результате к 2025 году на долю этих городов будет приходиться почти 20 процентов общемировой численности населения и около 30 процентов мирового ВВП 2.

Города, находящиеся в этих регионах, с точки зрения устойчивого развития существенно отстают от городов из развитых государств, однако проблемы, стоящие перед ними, настолько специфичны, что проводить такое сравнение не вполне корректно. Кроме того, сведения о процессах устойчивого развития городов из развивающихся стран крайне скудны, поэтому сложно даже определить базовые ориентиры, относительно которых можно было бы оценить эти процессы.

В тех случаях, когда необходимые сведения все же имеются, соответствующее сравнение между странами все равно может оказаться затруднительным в связи с различиями в языке, критериях оценки, а также условиях сбора и систематизации данных. Информационные системы и административные инструменты, используемые в разных государствах, зачастую несовместимы между собой. В частности, даже само понятие «город» в различных странах трактуется по-разному.

Хотя ООН, Всемирный банк и другие организации сделали большой вклад в разработку методов, позволяющих оценивать динамику устойчивого развития городов, несовместимость критериев анализа по-прежнему остается серьезной проблемой. Как отмечает представитель Всемирного банка Дэн Хоорнвег, «подавляющее большинство программ по определению показателей городского развития со временем оказываются нежизнеспособными по причине их дороговизны, сложности либо отсутствия политической или институциональной поддержки. Многие проекты были реализованы лишь однажды. До сих пор нет ни одной организации и ни одного интернет-портала, которые служили бы общемировой платформой для анализа показателей развития городов; нет ни одного источника, в котором хотя бы самые основные сведения о динамике урбанизации были представлены структурированно — так, чтобы их можно было сравнивать» 3.

ИНДЕКС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

Чтобы устранить пробел в существующей методике анализа, мы разработали индекс устойчивого развития городов. Он позволяет количественно оценивать динамику роста городов в развивающихся странах на основе универсального набора параметров. Наша цель заключалась в том, чтобы не только дать количественную оценку экологической устойчивости городов, но и определить, насколько активно местные власти стремятся обеспечить устойчивый рост своих городских населенных пунктов и насколько эффективно они используют имеющиеся ресурсы.

Для этого мы сформулировали исчерпывающее определение понятия «устойчивое развитие» исходя из пяти составляющих. Они охватывают 18 конкретных факторов, которые играют значимую роль в развивающихся странах и в отношении которых можно без труда получить необходимые данные (см. схему). Например, в индексе учитываются основные потребности населения, такие как доступность питьевой воды. В развитых государствах соответствующие показатели практически везде одинаковы, чего отнюдь нельзя сказать о развивающихся странах.


Чтобы выделить факторы, определяющие устойчивость развития, мы проанализировали ситуацию в 112 городах, на территории которых китайское правительство сосредоточило основные усилия по обеспечению устойчивого роста. При этом мы использовали данные за период с 2004 по 2008 год. В ходе анализа мы изучили успехи и неудачи развития городских территорий со схожими финансовыми проблемами, административно-правовым режимом и опытом градостроительства.

Определение понятия «устойчивое развитие» охватывает пять составляющих:

1.    Основные потребности населения. Доступ к безопасной питьевой воде, наличие достаточных жилых площадей, доступность качественных услуг в области здравоохранения и образования — основные приоритеты в удовлетворении потребностей городского населения.

2.    Эффективность использования ресурсов. Эффективность городского хозяйства в таких областях, как потребление воды и электроэнергии, а также утилизация промышленных отходов, напрямую влияет на уровень жизни горожан.

3.    Чистота окружающей среды. Ограничение вредного воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду играет важную роль в обеспечении пригодности городских территорий для проживания.

4.    Городская инфраструктура. Равный доступ жителей к зонам зеленых насаждений, услугам общественного транспорта и качественному, рационально построенному жилью позволяет улучшить качество жизни в городе и повысить эффективность городского хозяйства.

5.    Ориентация на устойчивое развитие в будущем. Динамика количества работников и объема финансовых ресурсов в сфере обеспечения устойчивого развития свидетельствует о том, насколько активно городские власти стремятся выполнять общенациональные и местные программы и соблюдать нормативы.

Внушает оптимизм вывод о том, что устойчивое развитие практически не зависит от уровня материального благосостояния города. На большинство важнейших факторов, определяющих устойчивость развития, — таких, как очистка сточных вод, интенсивность пользования общественным транспортом и объем инвестиций в охрану окружающей среды — экономические показатели не влияют (см. врезку «Устойчивое развитие не зависит от материального благосостояния города»). Единственными факторами, в отношении которых мы выявили слабую отрицательную корреляцию между устойчивостью развития и уровнем материального благосостояния, оказались потребление электроэнергии, объем промышленных выбросов диоксида серы и доля ресурсоемких отраслей в структуре ВВП. В этой связи следует отметить, что наиболее устойчиво развивающиеся города в нашей выборке в период с 2005 по 2008 год продемонстрировали темпы роста ВВП на уровне выше среднего.

ПЯТЬ НАПРАВЛЕНИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Анализируя градостроительную политику некоторых наиболее динамично растущих городов Китая, мы выделили пять общих направлений развития, характерных для подобных городов в развивающихся странах: реструктуризация промышленности в комплексе с рекультивацией земель; «зеленое» городское планирование; обеспечение прозрачности нормативных требований и административных функций; комплексная широкомасштабная утилизация отходов; межведомственное взаимодействие.

1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КОМПЛЕКСЕ С РЕКУЛЬТИВАЦИЕЙ ЗЕМЕЛЬ

На фоне роста затрат и ужесточения национальных экологических нормативов (особенно в отношении выбросов диоксида серы) администрациям многих городов пришлось заставить представителей тяжелой промышленности закрыть предприятия, находящиеся в черте города, и построить более современные заводы в новых промышленных парках, на территории пригородов или в особых экономических зонах. Например, в Тяньцзине предприятия тяжелой промышленности перемещаются на восток от центра города в некоторые части нового района Биньхай, который является зоной экономического развития. В Циндао обрабатывающие производства переносятся через территорию бухты Цзяочжоу и в сельские районы на северо-запад от города. Власти Шэньяна в период с 2008 по 2010 год успешно устранили почти все следы тяжелой промышленности из центральной части города. Эти тенденции характерны для многих развивающихся рынков, находящихся на этапе индустриализации.

Многие сменившие местонахождение предприятия направили средства, полученные от продажи прав на земельные участки в городских центрах, на приобретение современных технологий и оборудования для контроля вредных выбросов, а также на покрытие затрат, связанных с перемещением. Например, в рамках общенациональной программы по сокращению промышленных выбросов диоксида серы на 10 процентов в Тяньцзине закрыты многие неэффективные мелкие электростанции, а часть средств от продажи прав на освободившиеся земельные участки направлена на модернизацию инфраструктуры фабрик, ныне расположенных в новом районе Биньхай. Хотя эта тенденция только зарождается, уже имеются признаки того, что консолидация предприятий тяжелой промышленности вдали от городских центров обеспечивает положительный эффект масштаба, достаточный для возмещения затрат на модернизацию инфраструктуры и приобретение нового оборудования.

Тот факт, что предприятия тяжелой промышленности могут быть вынесены за пределы городских центров фактически без каких-либо затрат, имеет колоссальное значение для устойчивого развития городов. Не менее важную роль в этой связи играет и новая застройка бывших территорий промышленных объектов. Наличие этих территорий открывает широкие возможности для городского планирования, поскольку они, как правило, представляют собой крупные дорогостоящие земельные участки, находящиеся в черте города.

Для новой застройки таких участков обычно требуется вложить значительные средства в проведение расчистки территории, в связи с чем весьма полезно изучить примеры соответствующего успешного опыта. В качестве одного из таких примеров можно назвать опыт города Шэньян. Начиная с 2003 года на фоне ужесточения промышленных стандартов и правил градостроительного зонирования предприятия различных отраслей стали покидать район Шэньяна Теси. В последующие годы городские власти реконструировали и заново застроили этот район, в конечном итоге дав ему новую «путевку в жизнь». Благодаря реконструкции улучшился облик города в целом, и появились дополнительные возможности для стимулирования экономического роста за счет инвестиций в недвижимость.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОРОДА

При обсуждении вопросов, связанных с обеспечением устойчивого роста городов в развивающихся странах, нередко высказываются опасения по поводу высокой стоимости необходимых мероприятий. Наше исследование оказалось весьма обнадеживающим в этом отношении: разработанный нами индекс показывает, что между материальным благосостоянием города и его способностью обеспечить устойчивый рост почти нет связи.

Этот вывод подтверждают результаты проведенного нами сегментационного анализа, в ходе которого мы разделили 112 китайских городов, вошедших в выборку, на четыре группы в зависимости от динамики их развития: устойчиво развивающиеся города с высокими темпами экономического роста, устойчиво развивающиеся города с низкими темпами экономического роста, города со средними темпами развития и неустойчиво развивающиеся города (см. схему).
 


33 населенных пункта, которые вошли в первую группу, за период исследования продемонстрировали рост ВВП на душу населения на уровне выше среднего, одновременно улучшив свое положение с точки зрения устойчивого развития. Их рейтинг в нашем индексе повысился в среднем на 4 балла, тогда как у неустойчиво развивающихся городов он снизился на 9 баллов. При этом показатель ВВП на душу населения у городов-лидеров увеличивался в среднем на 12,3 процента в год по сравнению с 11,1 процента в последней группе.

Поскольку в рамках индекса мы не обнаружили детерминированной зависимости между темпами экономического роста и устойчивостью развития, наше исследование, вне всякого сомнения, дает возможность менее успешным китайским городам извлечь полезные уроки из опыта лидеров.

2. «ЗЕЛЕНОЕ» ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Китайские города, которым удается успешно совмещать устойчивое развитие с экономическим ростом, добиваются этого, в числе прочего, за счет создания сетей общественного транспорта, а также за счет благоустройства городских территорий. Использование надежного и комфортного общественного транспорта позволяет сократить количество автомобилей на городских дорогах, снизить объемы вредных выбросов и уменьшить заторы в уличном движении. Зоны зеленых насаждений становятся своего рода экологическими оазисами, освежающими воздух городов и повышающими их привлекательность для проживания и работы. Городские леса и парки выполняют роль фильтров, улавливающих частицы пыли, которую выделяют автомобили, промышленные объекты и другие источники. Кроме того, зеленые насаждения поглощают диоксид углерода, тем самым очищая атмосферу. Органы власти городов-лидеров уже осознали эти преимущества и включили мероприятия по развитию общественного транспорта и расширению зеленых зон в свои градостроительные программы.

Значительный объем автобусных пассажироперевозок в китайских городах свидетельствует о том, что потребность в модернизации сетей общественного транспорта может существовать и в других городских населенных пунктах. Жители активно пользуются автобусами даже в тех случаях, когда инфраструктура в непосредственной близости от остановок развита слабо. Поскольку люди по пути на работу обычно стремятся передвигаться пешком как можно меньше, у градостроителей есть возможность дополнительно увеличить пассажиропоток за счет стимулирования офисной, коммерческой и жилой застройки, а также создания зеленых зон на расстоянии примерно 600–800 м от автобусных остановок. Например, власти Циндао не только расширили сеть маршрутов и пересадочных пунктов, но и начали новую застройку вдоль автобусных линий, чтобы побудить жителей и гостей города отказаться от использования частного транспорта. В период с 2005 по 2008 год объем автобусных пассажироперевозок в расчете на душу населения в Циндао вырос на 17 процентов. В рамках переориентации экономики с промышленности на туризм в городе изменено зонирование промышленных территорий с целью их коммерческого использования, а вдоль основных маршрутов общественного транспорта началось строительство многофункциональных жилых и развлекательных комплексов.

В 2011 году американский Институт транспортного строительства присудил городу Гуанчжоу приз за устойчивое развитие транспортной системы. Эту награду город получил благодаря тому, что в 2010 году в Гуанчжоу началась реализация ряда проектов по оптимизации транспортной системы и строительству велосипедных и пешеходных дорожек, окруженных зелеными насаждениями. Система скоростного общественного транспорта Гуанчжоу, спроектированная по образцу аналогичной системы бразильского города Куритибы (см. врезку «Образцовая система общественного транспорта города Куритибы»), обеспечивает перевозку свыше 800 000 пассажиров в сутки. Сеть проката велосипедов насчитывает 113 пунктов проката, которые в совокупности предоставляют жителям 5000 велосипедов. А в рамках проекта «Дунхао Чун» вдоль одноименной реки построены велосипедные и пешеходные дорожки общей протяженностью 4 км.

Проблема финансирования, пожалуй, представляет собой самый сложный аспект развития общественного транспорта. Власти городов Китая ищут пути сокращения субсидий, стремясь расширять спектр услуг при минимальных затратах государственных средств. В долгосрочной перспективе важную роль играет установление целесообразных тарифов на проезд, а также создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение частных компаний в данный сектор. Например, в Шэньяне муниципальная компания общественного транспорта заключает контракты с частными операторами и транспортными организациями, которые частично берут на себя оказание услуг. Стремясь свести к минимуму перебои в работе общественного транспорта и повысить его надежность, власти Шэньяна, помимо прочего, последовали примеру менее крупных городов (таких, как Куньмин) и обеспечили автобусам преимущество на дорогах.

Также необходимо расширять территорию городских лесов и зеленых зон, которые улавливают частицы пыли, выделяемой автомобилями, промышленными объектами и другими источниками. Кроме того, зеленые насаждения поглощают диоксид углерода, тем самым очищая атмосферу. В этой связи можно привести пример города Наньнин, находящегося в юго-западном автономном районе Гуанси. В рамках программы, рассчитанной на десять лет, Наньнин превратился в «зеленый город». Помимо прочего, в ходе реализации этой программы каждый год высаживалось в среднем два миллиона деревьев. Вдоль берегов реки Юнцзян созданы три крупных лесопарковых пояса с разветвленной сетью дорожек, с водоохранными зонами и защитными полосами между природными охраняемыми территориями и районами плотной застройки, а также промышленными зонами. В 2009 году власти Наньнина предложили новый экологический проект, в рамках которого предполагается включить систему рек и болот в городской ландшафт за счет возведения двух плотин, которые разделят реку Юнцзян на 18 небольших каналов, в результате чего на территории города появятся 80 озер.

ОБРАЗЦОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА КУРИТИБЫ

Куритиба — восьмой по величине город Бразилии с населением 1,75 миллионов человек. В конце 1960-х — начале 1970-х годов численность жителей Куритибы стремительно росла, и в этой связи власти разработали стратегию экономического развития города, важнейшим приоритетом которой стало создание эффективной системы городского транспорта для обеспечения высокого качества жизни населения.

В 1965 году в городе был создан Научно-исследовательский институт городского планирования Куритибы (IPPUC) для контроля над разработкой и реализацией плана развития системы общественного транспорта. Основная цель проекта заключалась в том, чтобы построить две радиальные дороги (впоследствии их количество увеличено до пяти), каждая из которых имела по две выделенные центральные полосы для движения автобусов-экспрессов. Общественный транспорт в Куритибе представлен исключительно автобусами. Территория двух участков земли внутри контуров, образованных транспортными артериями, разделена на зоны с высокой плотностью застройки. По мере удаления от маршрутов общественного транспорта плотность жилой застройки уменьшается.

Созданная в 1980 году государственная компания Urbaniza o de Curitiba (URBS) обслуживает городскую транспортную инфраструктуру и управляет автобусным сообщением. В 1987 году с целью уменьшения заторов на дорогах принят муниципальный закон, согласно которому автобусные компании должны получать лицензии и компенсации в зависимости от километража, а не от количества перевезенных пассажиров. В городских автобусах установлена фиксированная плата за проезд независимо от расстояния поездки. Стоимость проезда рассчитана таким образом, чтобы перевозчики могли покрывать свои издержки, не обращаясь за государственными субсидиями.

Организации IPPUC и URBS продолжают внедрять инновации с целью совершенствования системы, в частности сооружают велосипедные дорожки в качестве альтернативы автомобильному транспорту. В настоящее время общая протяженность таких дорожек в городе составляет около 100 км, и каждый день ими пользуются примерно 30 000 велосипедистов. В 1991 году на остановках поставлены специальные платформы в виде поднятых над поверхностью земли труб большого диаметра, через которые пассажиры входят в автобус и выходят из него. Благодаря этому удалось ускорить процесс посадки и высадки пассажиров, а также облегчить пользование автобусами инвалидам. Кроме того, в городе появились трехсекционные автобусы, которые значительно длиннее обычных. За счет этого увеличилась пассажировместимость транспортных средств и повысилась эффективность эксплуатации автобусного парка в целом.

Система скоростного автобусного транспорта в Куритибе стала весьма привлекательной, в связи с чем люди стали значительно меньше передвигаться на легковых автомобилях. В частности, 80 процентов пассажиров предпочитают пользоваться автобусами-экспрессами или скорыми автобусами. Как показал опрос пассажиров, проведенный в 1991 году, с появлением системы скоростного автобусного транспорта количество поездок на автомобилях уменьшилось на 27 миллионов в год, благодаря чему ежегодно удается экономить около 27 миллионов литров топлива. Куритиба потребляет примерно на 30 процентов меньше горючего в расчете на душу населения, чем каждый из восьми других аналогичных по размеру бразильских городов, а уровень загрязнения атмосферы в Куритибе один из самых низких среди городов страны (Министерство транспорта США. Issues in bus rapid transit. Chapter «Curitiba experience». p. 10–15).

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ

Как показывает наше исследование, города с большей вероятностью могут добиться высоких показателей устойчивого развития, если муниципальные власти будут ставить четкие цели, информировать общественность о достигнутых результатах и требовать от соответствующих сторон выполнения возложенных на них функций. Например, в таких городах, как Циндао, вполне оправдывают себя меры по экологическому надзору и жесткий контроль над представлением необходимых данных в цифровом формате.

Высокое качество очистки сточных вод в Циндао обеспечивается отчасти благодаря решительным действиям властей провинции Шаньдун, которые опубликовали список из 1000 предприятий, являющихся крупнейшими источниками загрязнения окружающей среды в регионе, и предъявили каждому из них жесткие требования по сокращению объема стоков. К 2008 году соответствующие органы контролировали деятельность более 1000 компаний и 170 очистных сооружений на территории провинции. Каждая компания, включенная в список, обязана была регулярно представлять в цифровом формате сведения о текущем положении дел. Такие правоприменительные меры на уровне провинции обеспечивают здоровую открытую конкуренцию между городами, которая стимулирует улучшения.

При этом самые успешные города стремятся достичь еще более высоких показателей. Например, власти Шаньдуна начали требовать от компаний проверять качество воды и докладывать о результатах каждые два часа. Затем Циндао, стремясь сохранить свой статус лидирующего в провинции города по эффективности решения экологических проблем, обязал предприятия проводить аналогичные проверки каждые полчаса. Кроме того, сотрудники Управления экологического мониторинга Циндао самостоятельно контролируют точность цифровых данных один раз в 10–30 дней, в зависимости от позиции компании в списке источников загрязнения.

4. КОМПЛЕКСНАЯ ШИРОКОМАСШТАБНАЯ УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ

Наиболее динамично развивающимся городам превосходно удается обеспечивать эффективное взаимодействие между местными промышленными производителями из различных отраслей. В ближайшие пять лет органы власти небольших и средних по размеру городов, в которых быстрыми темпами развивается промышленность, должны будут найти способы сократить объемы потребления ресурсов и повысить эффективность их использования. Один из весьма перспективных подходов, применяемых в Китае, предусматривает формирование связей между производственными или энергетическими предприятиями, которые расположены в той или иной местности. Например, в новом районе Биньхай города Тяньцзиня началась реализация двух крупномасштабных проектов, благодаря которым район должен превратиться в настоящий центр опреснения воды. Представители администрации Тяньцзиня, с которыми мы беседовали, в качестве примера эффективного использования ресурсов назвали электростанцию, находящуюся неподалеку от Пекина. В основе этого проекта лежит весьма изящное техническое решение: предполагается соорудить систему опреснения воды, которая одновременно будет осуществлять водоснабжение, вырабатывать электроэнергию, производить морскую соль и утилизировать отходы, обеспечивая при этом рациональное землепользование.

В ходе первого этапа реализации проекта, начатого в 2005 году, город выделил 1,3 миллиарда юаней (около 160 миллионов долларов) на строительство двух генераторов мощностью 1000 МВт, которые будут давать 200 тысяч т воды в сутки для нужд горожан в качестве попутного продукта при выработке электроэнергии. На втором этапе, который начался в 2010 году, будут построены еще две экологически чистые, работающие на угле генераторные установки мощностью 1000 МВт, а также башни для охлаждения соленой воды. В целом система предположительно будет давать 400 тысячам т свежей воды в сутки и производить 11 миллиардов кВт•ч электроэнергии, 450 тысяч т соли и 60 тысяч т минеральных удобрений 4 в год. Зольная пыль и другие отходы будут продаваться по низкой цене строительным компаниям в качестве стройматериалов.

В Циндао компания Tsingtao, выпускающая один из самых популярных в Китае сортов пива, заключила партнерское соглашение с местным университетом для поиска методов переработки сточных вод и других отходов пивоваренного завода. Например, опробована технология так называемого биоконтактного окисления, в соответствии с которой в сточные воды добавляются живые культуры, чтобы активизировать комкование биологических твердых веществ и тем самым облегчить удаление химических и биологических отходов. Образующийся в процессе метан можно перекачивать по трубам в жилые дома для приготовления пищи, а оставшиеся отходы использовать при производстве удобрений и кормов для животных. Благодаря этой технологии компания Tsingtao в период с 2005 по 2008 год сумела добиться утилизации 80 процентов химических и 90 процентов биологических отходов. С учетом столь впечатляющих результатов пивоваренные заводы в городах Ханчжоу и Шэньян, а также в провинции Чжэйцзян также начали применять эту технологию.

5. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Как показывают наши беседы с представителями городских властей Китая, успех реализации проектов в области устойчивого развития зависит от эффективности взаимодействия муниципальных органов и других структур. Например, в разработке успешных проектов по развитию общественного транспорта, как правило, участвуют специалисты по городскому планированию, строительству и охране окружающей среды. Мероприятия по повышению прозрачности экологической ситуации требуют привлечения представителей различных отраслей промышленности и специалистов по управлению информацией. При осуществлении проектов рекультивации земель необходимы услуги экспертов в области экономического и городского планирования и землепользования, а также помощь представителей многих отраслей.

Чтобы исключить несогласованность действий и облегчить сотрудничество, муниципальным властям следует внедрять соответствующие процедуры, позволяющие обеспечить координацию усилий в рамках проекта еще до его утверждения. Например, в Шэньяне все проекты должен одобрять тот департамент, который напрямую связан с государственным советом, а должностные лица обязаны подтверждать соблюдение установленных городом требований о координации действий со всеми заинтересованными департаментами. Кроме того, муниципальные власти должны создавать официальные каналы обмена информацией между департаментами и устанавливать периодичность такого обмена. Также необходимо следить за тем, чтобы департаменты регулярно взаимодействовали между собой по всем вопросам, относящимся к их общей компетенции. Например, в Циндао при оценке деятельности местных чиновников учитываются результаты реализации проектов и эффективность межведомственного взаимодействия. Чтобы обеспечить беспристрастность и точность оценки, городские власти разработали систему контроля показателей эффективности, за использование которой отвечают специально назначенные администраторы.

Каждое решение должно приниматься с учетом потенциальных непредвиденных обстоятельств, которые могут поставить под угрозу достижение результатов в долгосрочной перспективе. Например, в городе Наньнине удалось без перерывов довести до конца программу по высадке деревьев, хотя за период реализации этого проекта сменились четыре секретаря партии и три мэра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сформулировав все вышеизложенные выводы, мы не намерены прекращать использование индекса устойчивого развития городов. Мы будем продолжать нашу работу, включая проведение первичных исследований в других развивающихся странах (помимо Китая), и будем корректировать индекс по мере получения новых результатов анализа.

В частности, наша цель заключается в том, чтобы пополнить набор передовых методов, которые могут использоваться в городах развивающихся государств для достижения устойчивого роста. Мы стремимся глубже понять возможности обеспечения оптимального баланса между финансовыми и временными затратами, связанными с применением этих методов, и будем в первую очередь искать пути, позволяющие добиться ощутимых результатов в короткие сроки. С другой стороны, мы постараемся выявить специфические факторы (например, наличие у отдельных городов определенных исторических, географических или природных преимуществ), в силу которых копирование этих методов может оказаться затруднительным.

Проблемы, стоящие перед быстрорастущими городами развивающихся стран, поистине колоссальны. Руководители Китая и других развивающихся государств, осознав этот факт, уже предпринимают шаги по решению этих проблем. При разработке индекса устойчивого развития городов мы стремились создать некий эталон, который можно было бы использовать для количественной оценки достигнутых результатов и планирования мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого роста.

Примечания:    
1.    Полная версия доклада, послужившего основой для настоящей статьи, опубликована в ноябре 2010 года под названием The urban sustainability index: A new tool for measuring China’s cities. Доклад подготовлен Исследовательским центром по вопросам урбанизации Китая (Urban China Initiative), который создан в рамках совместного проекта Университета Цинхуа, Колумбийского университета и McKinsey & Company. http://gtmarket.ru/news/state/2011/03/28/2774
2.    Глобальный институт McKinsey. Urban world: Mapping the economic power of cities. March 2011.
3.    David Blaha and Dan Hoornweg, The current status of city indicators, 2006.
4.    Бром, хлористый калий, хлористый магний и сернокислый магний.

http://http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5974