Школяров и студентов отучат воровать из интернета

Списывание приобрело грандиозные масштабы с развитие Интернета, скачивать решения домашних заданий дети еще начинают в начальной школе, а заканчивается все это дипломами ВУЗов и научными диссертациями.

Попытки пресечь такое «списывание» предпринимались не раз, ограничивалось их действие рамками ВУЗов, самая популярная система, которая известна сейчас – «антиплагиат». Благодаря ей можно было определить насколько уникальной является работа студента или соискателя ученой степени. Если работа имела более 60% неуникального содержания, то такую работу к защите не принимали.

Но и здесь без казусов не обошлось, не допускали к защите математиков. Выпускники жаловались в Министерство образования. Из-за этого многие ВУЗы отказались от использования программы «Антиплагиат». Чиновникам пришлось признать, что в некоторых случаях программа не может отличить плагиат от математического уравнения.

Теперь на горизонте появилась новая попытка, проект, который инициировала Ассоциация интернет-издателей. Автором идеи является Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, он уверен, что высшая и средняя школа способствует тому, что ученики и студенты отучаются самостоятельно мыслить. Уровень образования от этого очень страдает.

Новый проект основан на мотивации, перспективе успешного трудоустройства, и в рамках этого проекта в 2015-2016 году будут созданы отдельные страницы с портфолио студентов и школьников на сайтах учебных заведений. Будут указываться все достижения, школьные сочинения, олимпиады и другое, заканчивая дипломной работой в ВУЗе.

Тексты работ планируется выкладывать полностью, такая доступность информации может отбить желание у другого студента или школьника выдать чужую работу за свою. Преподаватели смогут пресекать попытки плагиата. В каждой опубликованной работе, будет указана фамилия автора и наставника. Если учащийся захочет процитировать отрывок из чужой работы, он будет обязан указывать источник.

Чиновники хотят привлечь к проекту и работодателей, когда студенты и школьники увидят, что спрос на тех, чьи работы опубликованы в сети, выше, то это скорее всего будет стимулировать отстающих. Студенты будут приглашаться на практику в ведущие компании, это основная цель проекта.

Однако, не весь преподавательский состав считает, что доступность работ сделает учеников мыслящими и увлеченными. Они начинают вспоминать годы своего обучения и говорят, что их работы никто не опубликовывал, а стремление быть лучшим присутствовало. Они не уверены, что кроме дипломных работ работодателю ничего не будет интересно, вряд ли он захочет знакомиться со школьными сочинениями и курсовыми, даже, если работа будет блистать оригинальностью и новизной.

Новизна для учеников второго и третьего класса – это один случай, для выпускника ВУЗа совершенно другой. В порыве юношеского максимализма школьник может написать сочинение, в котором будет мыслить критически и радикально, а потом, когда повзрослее будет краснеть, читая то, что написал.

Пройдут многие годы, а такое сочинение с указанной фамилией будет продолжать присутствовать в сети. Подростки общаются в сети на такие темы, о которых в ученых кругах не говорят. Роман Заваришин, социолог, считает, что сочинениям не требуется публичность, это может повлечь за собой попытки к самоубийству. Такое уже случалось с теми, кто выкладывал в Интернет свои смелые идеи и подписывал своим настоящим именем.

Мнения расходятся и, что будет лучше для нового поколения, пока неизвестно.