Angry birds американского флота

X-47B UCAS

Прохор Тебин К.полит.н., независимый военный эксперт, эксперт РСМД

На сайте РСМД уже затрагивалась проблематика морских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Стоит подробнее рассмотреть американскую программу создания палубного ударно-разведывательного БПЛА UCLASS, поскольку это наиболее любопытная и потенциально многообещающая программа в области «стратегических» морских БПЛА. Успехи демонстратора технологий X-47B оттеняют существенные разногласия относительно роли, задач и характеристик UCLASS. Для национальной безопасности России будущее этой программы имеет немаловажное значение.

От UNSA к UCLASS

Еще в 1998 г. ВМС США совместно с компаниями «Boeing», «Northrop Grumman» и «Lockheed Martin» провели предварительные исследования по тематике палубных БПЛА UNSA (Unmanned Naval Strike Aircraft). В 1999 г. ВМС присоединились с программой N-UCAV (Naval Unmanned Combat Air Vehicle) к программе UCAV ВВС и Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США. В декабре 2002 г. аппарат министра обороны поручил ВВС и ВМС начать совместную программу разработки боевого БПЛА.

В 2003 г. программа J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems) стартовала. Но в 2006 г. ВВС отказались от нее в пользу разработки нового стратегического бомбардировщика, и ВМС продолжили работу в одиночестве. Программа была переименована, получив название N-UCAS. Ее составной частью стала разработка демонстратора технологий – UCAS-D.

В 2007 г. для UCAS-D была выбрана участвовавшая в проекте еще со времен UNSA корпорация «Northrop Grumman» с БПЛА X-47B. С ней неудачно конкурировала компания «Boeing» с X-45C. В феврале 2011 г. X-47B совершил первый полет, в мае 2013 г. – первый взлет с палубы авианосца, а в июле того же года – первую посадку на палубу авианосца. В августе 2014 г. X-47B успешно прошел очередной этап испытаний: были отработаны совместные с пилотируемым истребителем F/A-18E взлет и посадка на палубу авианосца.

Важная особенность UCLASS заключается в том, что в отличие от большинства других дистанционно управляемых с той или иной степенью автоматизации БПЛА он автономный.

В 2010 г. программа N-UCAS была вновь переименована, получив название UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike). Участникам программы был направлен запрос информации (RFI). В июне 2013 г. стартовал этап предварительной оценки проекта по программе UCLASS, участниками которого стали компании «Boeing», «Lockheed Martin», «General Atomics» и «Northrop Grumman».

Предварительный запрос предложений (RFP) был опубликован в апреле 2014 г. Окончательный RFP ожидается в сентябре текущего года после того, как концепция UCLASS департамента воздушных программ ВМС будет одобрена замминистра обороны Робертом Уорком и Советом по оборонным закупкам во главе с замминистра обороны по закупкам, технологиям и логистике Фрэнком Кендаллом.

К 2021 г. UCLASS должен достичь начальной боевой готовности (IOC). Планируется иметь по 4–6 подобных БПЛА на авианосце, при этом до 24 машин ВМС хотели бы получить еще до достижения IOC. Остается неясным, будут ли данные БПЛА сведены в отдельную эскадрилью либо введены в состав эскадрилий самолетов дальнего радиолокационного обнаружения или истребителей.

Требования к UCLASS

news.usni.org

Концепт UCLASS от «General Atomics»

Изначально программа N-UCAS предполагала создание малозаметного БПЛА, способного наносить удары по стационарным и мобильным целям и вести разведку в глубине территории противника в условиях противодействия со стороны ПВО. Предполагалось также, что он даст возможность авианосцу находиться на значительном (порядка 1600 км) удалении от побережья вне зоны действия противокорабельных ракет и авиации наземного базирования. Тогда это делалось на фоне роста военной мощи и амбиций Китая. Сейчас, в «посткрымскую эпоху», в число вероятных противников США постепенно возвращается и Россия.

Важная особенность UCLASS заключается в том, что в отличие от большинства других дистанционно управляемых с той или иной степенью автоматизации БПЛА он автономный. Это означает, что большую часть действий от взлета до посадки он осуществляет самостоятельно, автономно реагируя на изменяющуюся обстановку в соответствии с изначально запрограммированными алгоритмами. При этом сама возможность UCLASS и других БПЛА применять оружие самостоятельно, без предварительного одобрения человеком ставит вопросы юридического и морального характера, а также вызывает резкое неодобрение со стороны некоторых правозащитников.

В 2011–2012 гг. ВМС и аппарат министра обороны, который имеет серьезное влияние на программу, отказались от «сильной версии» в пользу более дешевой «слабой версии». Были существенно изменены требования к UCLASS. При этом акцент был сделан на разведывательные функции в условиях отсутствия ощутимого противодействия со стороны противника. Приоритет флота заключается также в получении максимально возможного числа беспилотников в относительно сжатые сроки. Аппарат министра обороны хотел сделать основной задачей UCLASS борьбу с терроризмом, а также снизить стоимость программы на фоне секвестра военных расходов.

Более совершенный беспилотник может стоить более 100 млн долл. Опасения ВМС связаны с технологическими рисками и с тем, что флот не сможет позволить себе более дорогую систему.

Требования к «слабой версии» UCLASS включали возможность осуществления без серьезного противодействия со стороны противника и без необходимости дозаправки в воздухе двух облетов авианосца на удалении около 1100 км или одного на удалении 2200 км либо нанесения удара по цели на удалении до 3700 км авиабомбами JDAM и SDB II общей массой около 450 кг во внутреннем отсеке. Особое внимание ВМС уделили возможности присутствия UCLASS в воздухе даже после окончания стандартного 12-часового летного дня. Для обеспечения присутствия одного UCLASS в воздухе в режиме 24/7 предлагается выделить не более 150 млн долл. (без стоимости НИОКР и эксплуатации). Требуются 2 БПЛА с продолжительностью полета 14 часов, соответственно, это дает максимальную стоимость одного комплекса с БПЛА в 75 млн долл.

www.unmannedsystemstechnology.com

Концепт UCLASS от «Lockheed Martin»

Как заявил в декабре 2013 г. директор воздушных программ флота контр-адмирал Майк Маназир, ударно-разведывательный UCLASS должен иметь максимальную взлетную массу 32–36 т (у X-47B – около 20 т, у F/A-18E/F – около 30 т). Планируется оснастить UCLASS средствами для дозаправки в воздухе, а также возложить на него дополнительную функцию самолета-заправщика (сможет отдать до 9 т топлива при сокращении продолжительности полета до 7,5 часов). Это позволит высвободить часть F/A-18E/F, которые регулярно выделяются для выполнения данной непрофильной задачи.

Судя по заявлениям М. Маназира, речь шла о неком гибриде «слабой» и «сильной» версий. Озвучивалась возможность использования UCLASS в качестве дистанционно управляемого (с F-35C или E-2D) носителя ракет «воздух–воздух» AMRAAM, способность действовать в оспариваемом воздушном пространстве и применения технологий малозаметности, но в масштабе меньшем, чем на F-35C.

Тем не менее публикация предварительного запроса предложений была отложена до апреля 2014 г. из-за того, что Командование авиационных систем ВМС США не могло определиться с требованиями к UCLASS. В первую очередь, это касалось баланса между возможностями и стоимостью. В рамках предварительной оценки проекта прорабатывались БПЛА стоимостью 35–50 млн долл. Более совершенный беспилотник может стоить более 100 млн долл. Опасения ВМС связаны с технологическими рисками и с тем, что флот не сможет позволить себе более дорогую систему.

Создание «сильной версии» UCLASS столкнулось с серьезным бюрократическим и культурным сопротивлением представителей морской авиации США, опасающихся конкуренции со стороны беспилотной авиации.

В июле 2014 г. появилась информация, что ВМС в третий раз изменили требования к UCLASS. На этот раз речь идет о БПЛА, который будет действовать преимущественно не над сушей, а над морем. На первом этапе он должен выполнять разведывательно-ударные задачи в условиях отсутствия активного противодействия со стороны противника в открытом море, а затем в более опасных прибрежных районах, а также бороться с надводными кораблями противника.

Кроме того, БПЛА должен быть способен нести чуть менее 3 т на двух внешних точках подвески в дополнение к 450 кг во внутреннем отсеке. Максимальная продолжительность полета осталась на уровне 14 часов. По мнению ВМС, этот показатель оптимален с точки зрения критерия «стоимость–эффективность», так как предполагается, что при продолжительности полета 8 часов стоимость комплекса вырастет в 4 раза в силу увеличения числа беспилотников, потребности в дозаправке в воздухе и ряду других причин.

Роль малозаметности для UCLASS в новой версии снизилась. Вместе с тем была озвучена возможность использования БПЛА средств радиоэлектронной борьбы. UCLASS должен работать вместе с F-35C, F/A-18E/F и E-2D как часть единой концепции «Военно-морской системы интегрированного управления огнем и завоевания господства в воздухе» (Naval Integrated Fire Control-Counter Air – NIFC-CA).

Создание «сильной версии» UCLASS столкнулось с серьезным бюрократическим и культурным сопротивлением представителей морской авиации США, опасающихся конкуренции со стороны беспилотной авиации. Характеристики UCLASS приносятся в жертву программе создания нового палубного истребителя на замену F/A-18E/F по программе F/A-XX. Все упирается в то, что ВМС не могут одновременно реализовывать программы F-35C, F/A-XX и «сильную версию» UCLASS. Судя по публично доступной информации, о сверхзвуковом варианте UCLASS (подобном БПЛА наземного базирования «Taranis» от компании «BAE Systems» с возможностью самостоятельного использования ракет «воздух–воздух» и способностью реально конкурировать с пилотируемыми истребителями речь вообще не идет в силу непозволительной для ВМС стоимости.

Фаворитом будущего конкурса между четырьмя участниками программы UCLASS многие считают компанию «Northrop Grumman» благодаря успехам X-47B. Тем не менее у остальных могут быть свои козыри, особенно у «General Atomics», чей «Sea Avenger» больше других соответствует идее относительно дешевой «слабой версии» с ограниченным применением технологий малозаметности.

Позиция Конгресса

navair.navy.mil

Прохор Тебин, Александр Ермаков:

Морские БПЛА

Ситуация с UCLASS вызывает острое неудовольствие в Конгрессе США. В 2013 г. конгрессмены запретили ВМС закупать более 6 БПЛА до получения одобрения на начальное мелкосерийное производство. В 2014 г. Комитет по делам вооруженных сил Палаты представителей внес в Закон о военном бюджете на 2015-й финансовый год поправку, замораживающую средства на программу UCLASS до представления Пентагоном Конгрессу всестороннего исследования требований к UCLASS. Позднее сенатский Комитет по ассигнованиям призвал ВМС направить участникам программы окончательный вариант RFP лишь после одобрения итоговых требований к БПЛА.

Наиболее ярый сторонник «сильной версии», один из главных апологетов морской мощи среди конгрессменов – председатель подкомитета по вопросам морской мощи и проецирования силы Комитета по делам вооруженных сил республиканец Рэнди Форбс. Недавние слушания в Конгрессе показали, что экспертное сообщество также склоняется в пользу «сильной версии». Отмечается, что предлагаемая «слабая версия» – это дублирование функций, которые могут выполнять другие пилотируемые и беспилотные средства ВМС и ВВС, в первую очередь, разведывательные БПЛА наземного базирования MQ-4C.

Как отмечают ВМС, «слабая версия» UCLASS будет постепенно усиливаться и модифицироваться благодаря «открытой архитектуре». На это некоторые авторитетные эксперты возражают, что БПЛА, приспособленный к длительным разведывательным полетам в неоспариваемом воздушном пространстве, в принципе не сможет эволюционировать в дальний ударный БПЛА для работы в зоне ПВО противника из-за ряда конструктивных особенностей фюзеляжа и двигателя.

По мнению Роберта Мартинейджа из Центра стратегических и бюджетных оценок, ВМС ради 14 часов в воздухе без дозаправки пожертвовали малозаметностью и вместимостью внутреннего отсека вооружения. Р. Мартинейдж призывает отказаться от «слабой версии» в пользу «сильной» и внести ряд изменений в характеристики. В частности, предлагается сократить длительность полета без дозаправки с 14 до 8–10 часов (с дозаправкой в воздухе – 24–48 часов), обеспечить низкий ЭПР в широком диапазоне волн излучения, увеличить вместимость внутреннего отсека вооружений с 450 до 1350–1800 кг. Кроме того, предполагается обеспечить возможность использования широкого спектра дальнобойного вооружения, например, авиабомб JSOW, ракет «воздух–поверхность» JSM и перспективных противокорабельных ракет LRASM.

Поступление подобного БПЛА на вооружение в достаточном количестве хорошо вписывается в концепцию «воздушно-морской операции» и представляет ощутимую угрозу для Москвы и Пекина.

Однако, по мнению вице-адмирала Пола Гросклэгса, главного военного советника министра ВМС по вопросам НИОКР и Государственному оборонному заказу, подобный проект «на сегодня технически недостижим».

Р. Мартинейдж также полагает, что «сильная версия» UCLASS может взять на себя часть функций пилотируемых истребителей. По его мнению, это позволит сократить количество F/A-18E/F и F/A-XX за счет увеличения числа UCLASS на палубе с 4–6 единиц до 1–2 эскадрилий (в случае с истребительными эскадрильями это означает 10–24 машины), а также существенно снизить расходы в основном благодаря отсутствию потребности в постоянной и крайне дорогостоящей подготовке пилотов. Заметим, что подобные предложения не вызывают особого восторга у летчиков морской авиации.

Волноваться нельзя успокоиться?

Дискуссия о роли и облике UCLASS продолжается, и ее исход сложно предсказать. Более того, секретность RFP не позволяет проанализировать реальные требования к БПЛА, которые военные ставят перед промышленностью. Наконец, в отличие от X-47B о предложениях других участников известно крайне мало. Эти факторы не позволяют с достаточной долей уверенности прогнозировать, какая версия победит: «сильная» или «слабая».

www.northropgrumman.com

X-47B готовится ко взлету с авианосца USS Theodore Roosevelt

Главный же вопрос заключается в том, что в итоге получат ВМС США – «слабую» или «сильную» версию и если «сильную», то в каком количестве. Для России и Китая относительно простой палубный беспилотник-разведчик с ограниченным ударным потенциалом, без возможности действовать в зоне ПВО не представляет серьезной опасности и качественно не меняет возможностей американских авианосцев. Создание дальнего ударно-разведывательного БПЛА «первого дня войны», который существенно расширит радиус действия палубной авиации и увеличит ее способность работать в зоне ПВО противника, а главное – поступление подобного БПЛА на вооружение в достаточном количестве (порядка 70–120 единиц и больше) хорошо вписывается в концепцию «воздушно-морской операции» и представляет ощутимую угрозу для Москвы и Пекина.

Америке не нужна война ни с Россией, ни тем более с Китаем, вторым по внешнеторговому обороту партнером США. Да и они, очевидно, не хотят войны. Тем не менее ни Пекин, ни Москва не намерены поступаться своими внешнеполитическими интересами и формированием зоны влияния ради удовлетворения интересов Вашингтона, стремящегося сохранить свое пошатнувшееся лидерство. В военном планировании всегда следует учитывать возможность реализации самого неблагоприятного сценария. И программа UCLASS здесь – частное звено большой картины.

«Сильные» UCLASS способны усилить существующие авиакрылья ВМС США, кроме того, «места» на палубах хватит для дополнительных летательных аппаратов. Стандартное современное авиакрыло американских авианосцев включает 71–72 летательных аппарата: 44 F/A-18A/C и F/A-18E/F, 4–5 EA-6B или EA-18G, 4 E-2C, 19 вертолетов. К тому же на борту обычно находятся 2 C-2A. Максимальное же количество летательных аппаратов, которые могут эффективно применяться на авианосце типа «Nimitz» одновременно, составляет около 100 (в пересчете на «эквиваленты F/A-18»). X-47B оценивается в 0,87 «эквивалента F/A-18» . Хотя финальные UCLASS и могут быть существенно крупнее, нынешнее крыло можно безболезненно усилить эскадрильей в 10–12 UCLASS.

Четыре авианосца с примерно 50 UCLASS, способными нести, например, 100–150 авиабомб JSOW и осуществлять разведку в глубине территории России или Китая, будут важным дополнением в арсенале США/НАТО при проведении стратегической воздушно-космической наступательной операции. Особенно важным представляется возможность поражения «сильной версией» UCLASS высокоценных мобильных целей, в первую очередь, средств ПВО, а также ведения разведки и радиоэлектронной борьбы. Общими же результатами подобной операции станут завоевание превосходства в воздухе, дезорганизация государственного и военного управления, срыв развертывания группировок вооруженных сил, а в конечном итоге – навязывание выгодных Соединенным Штатам условий мира.

Риск подобного сценария стоит иметь в виду, даже следуя курсом на выстраивание партнерских отношений с Вашингтоном, и тем более нельзя забывать о нем в период охлаждения отношений.

http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4388#top