8 ловушек, в которые попадает сознание

В психологии есть понятие, которое называется «Когнитивное искажение» - это ошибки мышления, повторяющиеся из дня в день, которые совершают все люди. Некоторые из ошибок помогают человеку жить, а некоторые, наоборот, не позволяют судить точно и принимать рациональные решения. Ниже приведены самые распространенные ошибки сознания человека.

Спор, чтобы выглядеть победителем, а не для того, чтобы добиться истины

Многим известна фраза Сократа, что спор рождает истину, но идея спора существует в некоторых случаях не для этого. Исследователи Дэн Спербер и Хьюго Мерсиерпредложили свою теорию, которую назвали «аргументационной теорией рассудка». Эволюция человеческого общества трансформировала спор как способ получения власти над другими.

Современному человеку свойственно поступать таким образом, человек продолжает активно спорить, даже когда становится очевидно, что правда не на его стороне. Спор в подобном случае не инструмент поиска истины, а манипуляции.

Спебер и Мерсиер считают способности задавать вопросы, рассуждать и предлагать ответы развились не для того, чтобы искать истину. Задумайтесь, если не можете найти подтверждение своим словам, например, в поисковиках, возможно, вы неправы и просто не желаете признавать это.

Мы не понимаем вероятность

Человеческому мозгу сложно оценить вероятность возникновения ситуации. Классическим примером является страх летать самолетом, при этом человек без особого страха садится за руль автомобиля. Все знают, что люди гибнут в автокатастрофах намного чаще, чем разбиваются во время падения самолета.

Статистика смертности показывает, что шанс умереть в автокатастрофе приходится на 1 к 84 случаям, а разбиться при падении самолета – 1 к 20000. Это явление называется «отрицанием вероятности». Обычная когнитивная ошибка, которая приводит к тому, что люди недостаточно боятся действительно опасных ситуаций. Чем больше эмоций вызывает маловероятное событие, тем больше оно начинает казаться вероятным.

Двойные стандарты

«Фундаментальная ошибка атрибуции» - понятие социальной психологии, которое означает очень простое и весьма распространенное явление человеческого поведения. Нам свойственно осуждать других, при этом мы выгораживаем себя и не вникаем в обстоятельства. Ошибки других мы списываем на их личные особенности, свои ошибки мы всегда пытаемся оправдать внешними обстоятельствами. Например, коллега пришел на работу в нетрезвом состоянии, мы, скорее всего, будем осуждать его поведение и склонность к употреблению алкоголя. Но, если подобная ситуация случится с нами, то мы спишем все на сложный жизненный период или еще на что-нибудь.

Мы склонны считать, вынося суждения, что большинство существует при одинаковых обстоятельствах, мы не принимаем во внимание частные случаи.

Мы больше доверяем людям внутри нашей группы

Мы делим всех людей на группы: друзья, коллеги, а также можем группировать и по цвету кожи. Это явление нашей психики называется «ингрупповой фаворитизм», ценность и возможности группы мы сравниваем с другими людьми, которые нам мало знакомы. В этом явлении участвует гормон «окситоцин» или «молекула любви», гормон помогает устанавливать нам связи внутри сложившейся группы. В результате мы относимся к людям, которые не входят в наши группы, подозрительно или можем испытывать презрение к ним.

Вперед! За толпой!

Знаменитый эксперимент Соломона Аша показал, что большинство людей склонны к конформизму. Суть эксперимента: Аш показывал испытуемым четыре линии и задавал вопрос, какая из линий равна длине линии Х.  испытуемый выбирал правильную линию, но после того, как к нему подсаживали актеров, которые специально выбирали другую неправильную линию, мнение испытуемого менялось.

Этот эксперимент – наглядны пример как рождаются общественное мнение, правила и нормы. Поэтому нельзя верить соцопросам, результаты, которые в них приводятся, потом влияют на другие результаты.

Цифры и значения воспринимаются только в сравнении с другими цифрами и значениями

Это явление называется «эффект привязки», вся новая информация, которая поступает в наш мозг, проходит через «фильтры сравнений». Больше влияние на нас оказывает информация, которая была усвоена первой.

Например, человек устраивается на работу, его вызывают на беседу с руководителем. Речь заходит о заработной плате. Кто первый назовет сумму будущего оклада, тот и начнет весь разговор. Любая другая сумма, которая будет назваться, обязательно будет сравниваться с первой, которую назвали в самом начале разговора.

«Эффект привязки» очень хорошо используют маркетологи в своей работе. В ресторанном меню всегда присутствуют дорогие блюда для того, чтобы посетитель, взглянув на их цену, с легкой душой выбрал что-нибудь дешевле, но при этом тоже дорогое. В ресторанах быстрого питания всегда есть напитки, объем которых можно выбрать. Например, большой, средний и маленький.

Наблюдаем совпадения там, где их нет

ФеноменБаадера – Майнхоф, например, человек приобрел синий автомобиль, через некоторое время ему начинает казаться, что на дороге стало больше синих машин. Другой вариант, какая-то цифра стала ассоциацией для нас, затем мы начинаем встречать эту цифру все чаще и чаще везде. Люди не понимают, что стали жертвой ошибки мышления и начинают приписывать явлению иногда, чуть ли не мистическое значение.

Будущие мы – другие люди

Исследования показали, что при размышлениях о своем будущем у человека активизируются те части мозга, которые отвечают за мнение и мысли о других людях. Другими словами, представляя себя через десять лет, мозг воспроизводит картинку с другим человеком.

Следствие этого явления – гиперболическое дисконтирование – мы быстрее согласимся на быстрый результат с меньшей выгодой, чем на далекий, но с большей. Мозг старается все приближать к настоящему моменту.   

Хороший пример – опыт с едой, если человеку предложить спланировать свой рацион на неделю, то 74% останавливают свой выбор на фруктах, но когда ему предлагают съесть что-нибудь сейчас, то 70% выбирают шоколад.