Сегодня язык смайликов - «эмодзи», что в переводе с японского означает знак, прочно вошел в нашу жизнь. Скорость распространения этой смайликовой армии растет с каждым днем. Так  что же это, признак плохого тона или продуманный коммерческий ход? Почему же так успешны эти самые «эмодзи»? И как использование смайлов влияет на человека? Попробуем найти ответ в глобальной сети интернета.

Начало всему это любовь

Смайл

Первый смайл был использован еще в далеком 1982 году. Было это  всего лишь двоеточие и скобка, обозначающие улыбку. Родоначальником веселых знаков, как принято считать, был  профессор американского университета Карнеги Скотт Фалман. Именно он предложил с помощью знаков препинания выражать эмоции, чтобы отличать смешные сообщения от серьезных. Знаки, обозначающие грустное и веселое настроение, отмечались на университетской доске объявлений. И оттуда уже быстро ушли в, еще только зарождавшееся тогда, интернет пространство. Существует и другая версия, что смайлы появились уже около ста лет назад. В американском журнале, c интересным названием Puck, были напечатаны знаки, обозначающие радость, удивление, равнодушие и грусть. Но до бума популярности  группе знаков препинания тогда было еще далеко.

Процесс массового распространения смайлов был запущен в 1995 году японской компанией DoCoMo. Оператор сотовой связи добавил знак сердца в список символов. Это вызвало колоссальную реакцию и поспособствовало быстрому росту акций компании, а стремительное развитее гаджетов усовершенствовало систему. И следующее поколение пейджеров уже поддерживало Японский алфавит и иероглифы. К сердцам все привыкли, а компания утратила лидерство. Но главное, что интерес к смайлам возрос, и распространение началось с бешеной скоростью.

Язык символов завоевавший мир

Эмодзи

Всем известно, что Япония занимает первое место в мире по техническим наворотам. Конечно к 1999 году там во всю пользовались мобильными. И многие пользователи в переписке использовали картинки -  символы, нарисованные с помощью знаков препинания. С учетом того, что количество пользователей достигло 80 миллионов, а вес символов был не маленький,  такие переписки символами очень загружали сеть. Проблему разрешила знакомая нам компания DoCoMo. В своем желании вернуть себе былую популярность Сигэтака Курита вместе со специалистами разработали набор символов размером 12 на 12 пикселей. Эти картинки-символы и получили название «эмодзи».

Еще один фактор поспособствовал появлению смайлов. Вышла операционная система Windows 95. С приходом Windows популярность электронных писем увеличилась. На тот момент, как утверждает Сигэтака Курита, японцам было трудно привыкнуть к данному способу общения. Японский язык очень сложен для передачи сути разговора исключительно в письменной форме. Иногда понять устную речь возможно только при сопровождении жестами или характерной интонацией.

Японские письма обычно были очень длинными и своеобразными. При написании употреблялось большое количество высокопарных фраз с выражением любви и уважения адресату. Для японцев это не просто слова, это дань традициям. Электронные же письма требовали более лаконичного стиля. Отсутствие собеседника перед глазами и невозможность его услышать, могли причинить японцам колоссальный коммуникативный дискомфорт.

Сигэтака Курита постарался на примере объяснить такой способ общения. Дело в том, что одни и те же слова можно произнести используя разную интонацию. От этого напрямую зависит смысл фразы. Например, слово «понятно», можно произнести с мягкой дружественной интонацией. Это даст возможность собеседнику понять, что мы хотим продолжать разговор. А если произнести слово «понятно» быстро и резко, это подведет собеседника к тому, что разговор нужно прекратить, так как вы торопитесь.

За 8 лет смайлы стали очень популярны. В 2007 году Google добавил первые несколько эмодзи в сервис Gmail. Со временем количество смайлов стало пополняться. И, уже в 2010 году, желтые мордашки стало возможно использовать на платформах Apple и Google. При отправлении сообщений, не осталось ни одного человека, который не использовал бы хотя бы одну желтую мордашку. Дальше рост популярности возрастал в геометрической прогрессии.

Трудности перевода

Эмодзи

Желанием использовать эмодзи, прониклась и компания Apple, решив разбавить и свой сервис смайлами. Для этого в 2011 году была разработана новая клавиатура эмодзи для операционной системы IOS 5. Одна из причин такого маневра, была в надежде заключить контракт с японским оператором связи. Внедриться на японский рынок, на тот момент, самый быстро растущий.

В 2013 году эту идею подхватил и Google, установив эмодзи на свою операционную систему Android. На следующий год самая популярная социальная сеть в мире Facebook добавила смайлы. Пошла мода на создание собственных стикеров. А некоторые компании еще и зарабатывали на эмодзи. При желании клиента увеличить набор стандартных смайлов с него взималась плата. Такими методами пользовались корейский Kakao Talk и японский Line. И сегодня у нас в телефонах есть огромное количество неповторимых символов.

И началось! Интерес к картинкам и желтым мордочкам охватил весь мир. У всех, кто обладалал гаджетом, не было ни одного сообщения без использования веселых рожиц. Желтые значки стали неотъемлемым атрибутом социальных сетей. Именно они помогли  не утратить значение японской речи. Вот некоторые картинки японской кухни.

Картинки японской кухни

Сигатака Курита в одном из интервью утверждал, что тема изучения восприятия, употребления, и понимания одних и тех же смайлов в различных странах была бы интересной. Также интересно узнать, как используются одни и те же символы.

Символ сердца везде будет использоваться одинаково, но символы доступные для понимания только японцам, вряд ли сможет понять, например, американец.

Для проведения подобного анализа, The Rune изучили как воспринимаются одни и те же символы разными людьми, говорящими на разных языках и из разных стран.
Восемь стран и двенадцать не совсем стандартных символов были использованы для проведения анализа.
   
Для опроса было выбрано не более двух человек. Данное исследование не стремится к статистической точности. Разъяснение значения представленных символов, может зависеть от различных факторов, как от места проживания человека, так и от воспитания и образа жизни.

Среди причин использования эмодзи, были названы высокая популярность в кругу общения, простота и точность при передаче эмоции. Возможность показать в рисунках жесты, используемые в жизни. Также смайлы значительно упрощают общение. Сами знаете. Можно объясниться в любви, не прибегая к словам. Поздравить с праздником. Разругаться. Выразить все эмоции, на какие только способен человек. Вот до чего техника дошла.

Различное восприятие символов возможно как у жителей одного региона, так и разных. Например, рисунок «сложенные ладони», расположенный ниже, представлен в трех разных значениях: извинение, мольба, просьба и неожиданно «дай пять».

Сложенные ладони
 
Этот символ вызвал наибольшее затруднение у участников.

Открытые ладони

Вариантов было много и не похожих друг на друга. Например, хлопки в ладоши, пара – «ты и я», и даже движение из танца под названием джаз-хэндс, которое часто используется американцами, при выражении радости. А на самом деле создатели вкладывали в этот символ совсем другой смысл. Это жест открытости. Все просто.

Этот символ, напоминающий чем-то белый цветок, означает хорошо выполненную работу.

Белый цветок

Используется для поощрения учеников. Правильный ответ смогли дать лишь жители азиатских регионов, а именно Китай, Тайвань, Япония и Южная Корея.

Достаточно трудно говорить о правильности использования эмодзи. Каждая культура привносит свои изменения. Первоначальный смысл был заложен страной, родоначальницей смайлов. Скорее всего это и является ответом на вопрос, как граждане Японии показали лучший результат в этом неофициальном тесте. 100% совпадений с предложенной создателями трактовкой.

Сигэтака Курита, изобретатель эмодзи как-то заявил, что мечтает создать такие символы, которые будут восприниматься везде в мире одинаково. Унификация символов - не самая плохая идея. Это практически тоже самое, что предоставить возможность всем «говорить» на одном языке. Наладить взаимопонимание. Может со временем это возможно будет осуществить, и у нас появится язык международного общения. Пока же в обновленных версиях систем разработаны и добавлены более 300 символов. С точки зрения равноправия и толерантности разработчики подошли к вопросу очень серьезно. Практически для каждого символа представлено шесть вариантов цвета кожи. Некоторые символы были изменены. В иконках, изображающих семью теперь также выступают однополые родители, с детьми или без.

От толерантности до благотворительности

Флаги

В феврале 2015 года известная всему миру The New York Times чуть не совершила революцию с помощью смайлов. В официальном твиттере The New York Times появился заголовок со смайлом. Но через несколько часов заголовок был изменен. Вопросы об уместности использования эмодзи в СМИ поднимались и ранее. Задолго до публикации The New York Times. Дебаты по этому вопросу продолжаются и сегодня.

Менеджер «Комсомольской правды» Виктория Бубнова высказалась по этому поводу достаточно четко. Главная задача СМИ состоит в освещении новостей. Строгая передача фактов должна быть без выражения собственных эмоций. Это не книга, это сухие факты. Читатель должен самостоятельно дать свою оценку событию. Иначе, это будет похоже не на новости, а на навязывание собственного мнения. Использование эмодзи допускается лишь в ответах на комментарии читателей. И используется крайне редко.

Администратор нескольких многомиллионных сообществ Вконтакте, Влад Бондарчук утверждает, что большое количество смайлов может снизить посещение сайта. А использование смайлов в рекламах смажет общее впечатление. Текст рекламы, заполненный мордашками, не представит читателю ничего нового и интересного.

Но существуют массовые акции с использованием символов. Например, известная компания Всемирный фонд дикой природы или WWF запустила благотворительную акцию под названием вымирающие эмодзи. Выложив ее  под хештегом Endangeredemoji. Пользователям мировой сети предлагали выбрать одну из семнадцати иконок с исчезающими животными.

 Вымирающие эмодзи

Каждый твит равнялся одиннадцати американским центам, которые шли на благотворительность. Идея такова, что в конце месяца пользователям будет выставлен счет, а решать уже каждый будет самостоятельно оплачивать его или нет.

Среди благотворительных, эта акция первая, которая использовала символы эмодзи. Обычные рекламные акции прибегают к использованию символов чаще. Например, компания AXE, запустившая рекламу против использования гаджетов за рулем автомобиля.

В любом случае использование эмодзи напрямую зависит от целевой аудитории. От текста, от смыслового значения рекламы. Зависит, что именно вы хотите донести до потребителя. Поэтому, где-то использование смайлов необходимо, а где-то категорически неприемлемо. Это мнение Алексея Зюзина из NLO Marketing digital agency.

А вот в случае сухой подачи информации, смайлы очень помогут привлечь клиентов. Разбавив рекламный текст интересными эмодзи вы увеличите количество потребителей. Реклама, украшенная смайлами там, где их не ждут, может принести неожиданно хороший результат. Повышение рейтинга вам обеспечено.

Кола

Особенно это будет уместно, если ваша целевая аудитория юные пользователи гаджетов и любители смайловых сообщений. И обратная ситуация с рекламой серьезных продуктов. И с клиентами старшего возраста. Эти картинки будут им непонятны и неуместны. Для людей старшего поколения замена слов значками неприемлема. Как минимум это вызовет много вопросов.

Например, клиент определенно не будет брать ипотеку в банке и не будет лечится в больнице, если с ним говорить на языке смайлов. Серьезную сделку, также будет трудно провести при помощи эмодзи. Да и смотреться вы будете достаточно странно.

Рост популярности смайлов находится на пике моды последние несколько лет. Текст постепенно замещается картинками и визуальными образами. Игнорировать этот тренд бессмысленно.

Есть позиция по поводу того, что использование смайлов в корпоративных коммуникациях неприемлема. Это достаточно категоричное высказывание. Огромное количество примеров подтверждает обратное. Анализ, проведенный Кембриджским университетом, подтверждается более чем полумиллионом сообщений в Facebook. Согласно заключению, эмодзи и смайлы положительно сказываются на социальном статусе. Пользователи с высоким уровнем IQ также используют эмодзи в текстах сообщений. Klout, компания, специализирующаяся в области анализа социальных связей и влияния на пользователей социальных сетей, утверждает, что это не сказывается на психологии человека. Аналитика производится на основе данных сайтов Google, Twitter, Facebook, Foursquare, YouTube, Instagram, WordPress, LinkedIn, Flickr и Blogger.

Однако один из психологов центра «Творческого развития личности» Лариса Руднева высказывается достаточно резко на тему использования смайлов.  Массовое помешательство на общении картинкам ведет общество к деградации. Язык это абсолютно не обогащает. При современном образе жизни мы мало общаемся вживую, смайлы в некотором роде заменяют нам эмоции. Отсутствие межличностного общение приводит к популярности эмодзи. Это всего лишь суррогат. И он не может быть лучше оригинала.

Но ждать возврата к общению без эмодзи не стоит. Люди привыкли к стикерам. Благодаря гаджетам, мы проводим больше времени за компьютерами и смартфонами. Живое общение постепенно сходит на нет, а  диапазон смайлов постоянно увеличивается. Но важно, даже при таком раскладе помнить, форма это не главное. Главное - это содержание.