А сейчас поговорим об экономике города, о технологиях и о правовых основах.

 

Правопорядок

В прошлой теме было много вопросов о безопасности и о правопорядке. Для того, чтобы закрыть сразу этот вопрос, отвечаю: законом РФ частные охранные предприятия очень сильно ограничены в правах. То есть частная прокуратура и суд в частном городе недопустимы, поэтому суды, полиция, служба судебных приставов, ГИБДД и так далее будут государственными. И это данность.

 

Экономика

Самой важной частью проекта является экономика. Это то, чем станут в первую очередь интересоваться инвесторы. Здесь ниже будут приведены расчеты и идеи.

 

Образование экономики города я разделил на три этапа:

 

1. Первый этап. Развитие туристического сектора

Давайте посмотрим на карту туристических потоков России:

Источники: поток в Крым и Краснодарский край.

На ней показаны смешанные потоки (авиа+ж/д+авто) в крупные туристические центры. Разместив на пересечении данных потоков город, мы получаем очень приличный доход в бюджет города.

Въезд в частный город станет платный (для всех кроме жителей). При стоимости въезда тысяча рублей (в Москве в imax сходить дороже) и при миллионе туристов (5% от общего потока) мы получаем доход один миллиард в год. Въезд будет платным, когда в городе уже будет минимальная инфраструктура, в начале надо просто привлечь первых посетителей.

Я учитываю лишь существующие потоки, при умелом маркетинге город сумеет создавать свои потоки. Сюда могут приезжать из соседних регионов для того, чтобы отдохнуть всей семьей.

Давайте представим, что частный город уже построен. В него едут первые туристы. Что же дальше? Верно: в город приходят малый и средний бизнес: это кафе и рестораны, бары и банки. Бизнес подтягивает к себе персонал. Возникают первые жители.

Туризм требуется для «запуска двигателя города». Он ему поможет ожить и в первое время существовать . Тут надо исходить из обычной логики: отправьтесь ли вы жить в пустой город, где не имеется вам привычной  инфраструктуры? Очень маловероятно. Именно поэтому мы предлагаем начать с туризма, а потом можно создавать и другие сектора экономики.

И еще немаловажно, что туристы являются потенциальными жителями города, для которых не требуется реклама. Они все смогут увидеть своими глазами.

Пройдет некоторое время, и население неминуемо будет расти. Тогда и возникнет новый источник дохода — это налоги.

 

2. Второй этап. Налоговые сборы

Для того, чтобы пополнять бюджет надо собирать дополнительные налоги с жителей и бизнеса кроме федеральных. К примеру, 2% с жителей и 5% c бизнеса.

Юридически это может выглядеть абонентской платой за проживание на частной территории. На территории РФ в некоторых частных коттеджных поселках налоги прячутся в плате за коммунальные услуги.

Стоит отметить интересный факт. В Иннополисе есть особая экономическая зона с пониженными налоговыми ставками. В частном городе, который направлен на развитие туризма также можно реализовать что-то подобное. Так, повышенные налоги станут компенсироваться.

 

3. Третий этап. Наукоемкий сектор

Когда встанет на ноги экономика можно будет уже для производства привлечь инвестиции. Почему это нельзя с самого начала сделать? Инвестиции в наукоемкий комплекс могут равняться и даже превышать цену строительства самого города.

 

Работа в городе

Надо начать с вопроса: отчего мы живем все в тех или иных городах? По каким причинам мы переезжаем?

На первом месте стоит работа - размер заработной платы и наличие самой работы, на втором месте находится комфорт проживания в городе. Можно привести в доказательство северные регионы, в них зарплаты сильно выше среднего по стране, но жителей там мало. Никому не захочется жить в бесконечной зиме.

Лидеры по переселению давно уже Москва и Петербург. Именно из-за относительно высоких зарплат и более комфортного климата. Но здесь встает вопрос: был бы Петербург востребованы у населения, если бы он был похож на Самару или Омск? Играет ли инфраструктура и архитектура большую роль в росте населения города? Мы думает, что играет.

Так что упрощенная формула конкурентного города в России выглядит таким образом: 50% это наличие работы и  довольно высокой зарплаты, 20% это комфортный климат и 30% это инфраструктура и архитектура города.

Какая работа будет на первых этапах в частном городе :

Во-первых, это крупная строительная сфера;

И во-вторых, это бизнес в сфере недвижимости;

Если у нас получится туристический город, то возникнет работа в следующих отраслях:

3) Торговый бизнес;

4) Гостиничный бизнес;

5) Сфера развлечений;

6) Ресторанный бизнес;

7) Часть сферы услуг;

 

Если пятнадцать лет назад на этом все могло закончится, то в настоящее время мы существуем в мире ИТ-технологий, которые дают возможность работать практически в любой точке мира. Так что мы смело включаем сюда часть ИТ-сектора:

8) ИТ-сектор с удаленными сотрудниками (это программисты и дизайнеры, менеджеры и аналитики и так далее);

Если город растет дальше, то появится работа в других секторах:

9) Спорт (тренеры, инструкторы);

10) Крупный ритейл;

11) Финансовые услуги;

12) Образование;

13) Мелкое производство;

14) Домашний бизнес;

15) Сфера услуг вырастает во всем объеме (салоны красоты, парикмахерские, бытовые услуги и пр.).

 

Мало ли это для небольшого города работы, к примеру, на сто тысяч жителей?

 

Коммуникации

 

1. Электроэнергия

 

Вариант первый. Существующая сеть.

При полной доступности административного ресурса мы сможем подключиться к имеющейся сети региона, в котором будет расположен город.

Если данный вариант будет во власти бюрократии и окажется дорогим, то можно поглядеть в сторону альтернативной энергетики.

 

Вариант второй. Альтернативная энергетика.

 

Кто-нибудь в настоящий момент может плюнуть в монитор и заявить, что я несу какую-то полную чушь, и что углеводороды еще тридцать лет будут актуальными. Но давайте все же разберемся и посмотрим и на факты и на мировой опыт.

 

1.1 Ветрогенерация

Приведем некоторые цитаты:

Актуальные отраслевые экономико-статистические исследования декларируют рыночную конкурентоспособность возобновляемых источников энергии. Опубликованный в сентябре 2014 года «Анализ приведенной стоимости энергии» инвестиционного банка Lazard демонстрирует, что наиболее дешевым способом производства электроэнергии на настоящий момент обладает материковая ветроэнергетика. Приведенная стоимость производства электричества составляет здесь, по расчетам банка, $37–81/МВт ч, в то время как для газовой генерации – 61–87, а угольной – $66–151/МВт ч.

В феврале 2015 года появилось на свет исследование Международного агентства возобновляемой энергетики (IRENA) «Стоимость генерации в возобновляемой энергетике в 2014 году», в соответствии с которым цена производства электричества в ряде секторов возобновляемой энергетики «равна или ниже стоимости генерации газовыми, угольными и дизельными электростанциями, даже без финансовой поддержки и при уменьшающихся ценах на нефть». На прошедшем в декабре 2014 года в ОАЭ тендере на строительство солнечной электростанции мощностью 200 МВт одержал победу консорциум с ценовым предложением в размере $0,0584/кВт ч. Подобная стоимость солнечного электричества конкурентоспособна с углеводородами даже при цене на нефть в $10/баррель и газ – $5/МБТЕ.

Чтобы до конца уничтожить все сомнения, посмотрим ещё на ряд важных фактов:

Ветрогенераторы способны обеспечить энергией Испанию на 100%
Ветрогенераторы смогли обеспечить энергией  Шотландию на 106%

За четыре года Китай потратит $102 миллиарда ветряную энергетику

Поглядим на карту ветров России:

На юге видно красную зону, которая нам говорит о том, что в этом регионе ветрогенерация будет эффективной. А это именно то место, где мы предлагаем строить новый город.

 

1.2 Солнечная энергия

Рынок солнечной энергетики тоже не стоит на месте. Ее стоимость очень сильно упала в последние годы.

При строительстве города встанет вопрос — чем покрывать крыши. Ответ дал этой осенью Илон Маск, когда представил новую разработку: черепицу с солнечными элементами.

 

 

 

 

Маск в презентации упомянул, что цена на Solar Roof будет соизмерима с обычной черепицей. Поэтому вопроса, чем покрывать крыши домов в городе, быть не должно.

Черепица с солнечными элементами в пятиэтажном доме не покроет все нужды, но если 2-3 квартиры будут обеспечены электроэнергией, то выгода для города и жителей на лицо.

Мощность панелей еще не объявлена, поэтому полную картину мы узнаем чуть позже, в 2017 году.

Карта солнечной инсоляции России:

Опять мы видим, что юг очередной раз выигрывает с точки зрения размещения там города.

Остальные коммуникации в спойлере, т. к. они традиционны и будут зависеть от конкретного местоположения города.

 

Другие коммуникации

 

Средства сообщения


На то, где в итоге расположится город, повлияет и инфраструктура выбранного региона. Комфортным будет, если аэропорт будет не дальше 100-150 км, и ж/д линия в пределах 10-20 км. Автодорога — это наименьшая проблема. В город может вести ответвление от федеральной трассы.

 

Внутренние законы


Итак, чем же принципиально частный город будет отличаться от традиционных, кроме архитектуры и продуманной городской среды? Правильно — хорошими правилами. Без них он снова превратиться в то, что у нас уже есть сейчас.

1) Стандарты городской среды и безопасности дорожного движения

Совсем недавно я познакомился с Александром Мостовым, который со своей командой занимается переводом швейцарских стандартов TEDnorm и SNnorm. Что же это за стандарты?

Они регламентируют ливневая канализацию, обустройство дорог, освещение, подземные работы и многое другое. Почему именно Швейцарские? Дело в том, что Швейцария добилась не только очень высоких показателей безопасности на дорогах, но и качества городской среды в целом.

Я взял подробный комментарий у Александра о необходимость внедрения швейцарских стандартов в России:

2) Регламент парковки во дворах.

Многие российские дворы находятся в плачевном состоянии. Исторически повелось, что двор является парковкой. Мы уже давно не воспринимаем его как место, где можно погулять и провести время с друзьями. Двор сейчас — это проходное место, которое хочется побыстрее пройти, протискиваясь между припаркованными машинами, либо это место чтобы сесть в авто у входной двери в подъезд и уехать по делам.

Решение: делать парковки под домами. Это учтет и потребности автомобилистов и пешеходов, позволив использовать двор по назначению.

Во двор возможен въезд для спецтехники и малотоннажных грузовиков для переезда.

3) Правила размещения рекламы

Чтобы в городе не было визуального бардака необходимо регламентировать правила размещения рекламных материалов и атрибутики коммерческих объектов.

Визуальная культура в России находится на низком уровне, как и во всей Азии, например. Особенно это прослеживается в регионах. И ее невозможно в одночасье поменять. Сложно ожидать эстетики от условного Василия Ивановича, который делает дизайн наружной рекламы своей автомастерской в ворде.

Именно поэтому, город должен помогать малому бизнесу, у которого нет средств на дорогих дизайнеров, предоставляя ему готовое брендирование для тех или иных видов бизнеса.

Возьмем, к примеру, автомойку. В среднем по стране она выглядит так:

Чтобы такого не было, предпринимателям бесплатно будет предоставлен городской фирменный стиль для автомоек. Логотип, вид наружной рекламы, фирменный стиль и другое поможет Василию Ивановичу заняться делом и при этом, не разрушая городскую эстетику.

Пример:

Когда автомойка начнет приносить владельцу стабильную прибыль, он сможет нанять хороших дизайнеров и сделать себе уникальный стиль, если захочет.

Город получает среду европейского уровня, а бизнес при этом не страдает. В этом залог развития.

4) Поддержка экологичных видов транспорта

За использование авто с ДВС с горожан будет должен взиматься налог, который будет идти на субсидирование водителей с электрокарами. Это будет стимулировать приобретать экологичный транспорт. Этот пункт необходимо внедрять постепенно, давая жителям возможность плавного перехода.

5) Единый архитектурный стиль

Хотите построить в городе новое здание? Не проблема, только соблюдайте высотность застройки и окружающий архитектурный стиль. Также к услугам команда архитекторов города и инженерное бюро. Она поможет спроектировать здание с учетом нужд заказчика.

6) Электронный документооборот. Меньше бумаги, большая мобильность документов.

 

Управление городом

 

Почему бизнес добьется эффективности в управлении?

Именно у бизнеса есть опыт в управлении и построению эффективных больших компаний. Бизнес создает миллиардные компании с тысячами людей в подчинении.

Я считаю, что у среднестатистический управленец крупной компании опытнее среднестатистического мэра города. Я сейчас рассматриваю случаи, когда такой управляющий добился высоких результатов сам, а не был нанят, потому что он «друг кузена».

Сфера IT, к слову, самая прогрессивная и быстроразвивающаяся. Здесь применяются современные технологии управления, а не устаревшие «через передачу служебных записок».

 

Зачем это бизнесу?

 

Крупные западные ИТ компании понимают, что их компетенции и амбиции могут менять не только интернет, но и в оффлайн индустрию. Google давно не просто поиск и онлайн-сервисы, это компания, которая строит плавучий дата-центр и даже собственный аэропорт или вот еще: Y Combinator строит свой город, а Facebook завод-лабораторию.

Это тенденция говорит нам о том, что для комплексного развития ИТ-компаниям необходимо выходить за пределы интернета. Интернет — это только проводник среди инфраструктуры, в которой мы живем и чтобы шагнуть дальше, порой нужно создать саму инфраструктуру.

Рано или поздно российские ИТ-компании это осознают и тоже последуют примеру западных коллег. И главное, чтобы не было «поздно». Именно поэтому я пишу эту статью здесь, на крупной ИТ-площадке России. Этими статьями я хочу показать проблему и возможные пути ее решения.

Частный умный город — это база для внедрения различных ИТ-решений, которые смогут приносить постоянный доход компаниям. И если в обычном городе у компаний мало компетенций, то в частном она сможет развернуться.

Возможно, к концепции умного частного города присмотрится Яндекс или Luxoft, или любая другая ИТ-компания. Я полностью осознаю, что капитал таких компаний может не осилить реализацию подобного проекта, это и не важно. У крупных компаний большие компетенции и связи. А главное, у них есть вес на рынке. Если амбиций у руководителя компании хватит, он сможет на должном уровне реализовать эту идею. Даже крупные девелоперы не строят жилые комплексы и коттеджные поселки на свои деньги, в основном, это происходит за деньги инвесторов. Поэтому не обязательно вкладывать в проект большой капитал, необходимо находить тех, кто поверит в эту идею.

Почему государство разрешит построить частный город?

Для государства частный город — это огромный налоговый объект. Зачем ему запрещать то, что принесет ему доход? Конституционные устои он не нарушает. Это тоже самое, что сказать, что частные коттеджные поселки нарушают целостность России.

Утопия, утопия, утопия. Это невозможно, нереализуемо, не допустят.

Я думаю, в англоязычном интернете также сидели и обсуждали Маска (привожу его в пример, т. к. он на слуху): электромобили — это нерентабельно, кому это нужно, никто это не будет покупать.

А теперь традиционные автоконцерны переориентируются поголовно.

И абсолютно также многие говорили про МС-21: у нас нет мощностей, авиастроительная отрасль в упадке, ее разрушили при перестройке, у нас нет толковых конструкторов и инженеров, все они уже на пенсии, нет инфраструктуры. Где теперь эти ребята?

Если почитать комментарии, то складывается ощущение, что вообще ничего в России не получится, что начинать даже не стоит, что лучше поджать ножки и забиться в уголок.

Друзья, я не предлагаю строить город на Луне. Ничего сверхъестественное в статье не озвучено, все в границах разумного. Сейчас в некоторых частных коттеджных поселках есть свои школы и детские сады, магазины и небольшие пункты первой помощи.