В тени эволюции: алмас или снежный человек

Всех, кто думает, что рассказы о снежных людях это несколько американских страшилок о скаутах и трапперах, которые преследовали обезьяну-человека по лесам, ждет разочарование. Встречи в России с этими существами не только полны драматизма, но также содержат случаи, когда избегающие человека Алмасы, были пойманы или убиты.

Мало кто знает, что в России стремительно развивается неофициальная спорная область науки – гоминология, которая сосредотачивает основное внимание на поиске доказательств существования легендарных снежных людей и связанных с ними «реликтовых гоминидов». Ее представители считают, что во многих регионах Российской Федерации живут до сих пор неизвестные и потенциально опасные «кузены» гомо сапиенс.

Кто же такой этот снежный человек? Исследования показывают, что он промежуточная степень между обезьяной и человеком, сочетающая в себе человеческие и животные черты. Ему характерно сильное мышечное телосложение и обильное количество волос на теле, а также нежелание вступать в контакт с людьми. Некоторые считают, что это существо, кроме нечеловеческой силы, наделено и «шестым чувством», что позволяет влиять на психику человека.

Таинственных «обезьяноподобных людей» видели во многих регионах России: от самой населенной Московской и Ленинградской области до большинства горных регионов, таких как Памир, Алтай, Урал, Кавказ, а также Карелии, Кировской и Пермской области. В конце 2011 года СМИ сообщали об экспедиции специалистов в Горную Шорию – целинные земли на юге Кемеровской области, где на протяжении многих лет местные жители сталкивались с загадочным снежным человеком. Туда отправилась международная группа экспертов по гоминидам, в том числе американские искатели «бигфута» или «сасквоча» (эквивалент снежного человека в Канаде и США). Главной целью была Азасская пещера – вероятное место обитания этих существ, в котором были обнаружены их следы и волосы.

Как россияне искали йети?

Россияне подчеркивают, что термин «снежный человек» является условным, ведь его можно встретить не только в местах с суровым климатом. В странах бывшего СССР он известен также как: алмас (в Центральной Азии), леший, лесовик, кадук или менк. Самые ранние описания «диких людей», живущих в России, можно найти в источниках 16 века, хотя другие указывают на довольно неясные средневековые сообщения. Одни из первых современных упоминаний о них были в трудах известного русского натуралиста и путешественника Николая Пржевальского (1839-1888).

В последние годы царского режима сбором информации о таинственных волосатых существах, живущих в труднодоступных районах Российской империи, занялся зоолог Виталий Хахлов, который назвал алмаса «азиатским диким человеком» или «прачеловеком». Он впервые организовал экспедиции, целью которых было исследование этих существ. Говорят, что во время одной из них удалось даже поймать снежного человека, которого позже перевезли в дом ученого в Зайсане – городе, расположенном на территории современного Казахстана, откуда «образец» должен был быть перевезен в Москву. К сожалению, этому помешала революция и неизвестно, что случилось с телом.

Исследования возобновились только после Второй мировой войны. В начале 50-х годов доктор Борис Поршнев начал полемику на эту тему с археологами и антропологами. Благодаря его усилиям в 1958 году удалось организовать экспедицию на Памир, цель которой заключалась в поиске неизвестных видов приматов, которые могли населять СССР. Ученые пытались найти снежного человека с помощью вертолетов и служебных собак. К сожалению, «дикий человек» в течение нескольких месяцев ускользал от ученых.

Фиаско экспедиции возродило дебаты между сторонниками и противниками существования снежных людей, которых скептики считали суеверием и пережитком «темных веков». Поршнев, однако, утверждал, что эти существа являются реальной частью природного мира – представителями небольшой линии гоминид, у которых еще не развилась артикулярная речь и материальная культура. Ученый называл их «реликтовыми гоминидами», признавая, что они не имеют ничего общего с людьми. Экспедиция 50-х годов оказалась также последней такого большого масштаба. Последующие десятилетия за алмасами «охотились» только частные лица, покрывая большую часть расходов из собственного кармана. В настоящее время самыми известными русскими гоминологоми являются Игорь Бурцев и Валентин Сапунов.

Очень близкие контакты

В 1925 году Иван Топильский собрал диверсантов в районе Памира. Однажды ему было сообщено, что во время одного из инцидентов был убит по ошибке «косматый человек». Уже будучи генералом в отставке, Топильский сообщил: «Я знал, что на Памире нет обезьян. Эти останки были даже похожи на человеческие. Мы дергали его за волосы, чтобы убедиться, что это не человек в костюме, но мы лишь выяснили, что они настоящие». Красноармеец упоминал, что это был самец с бурой, седеющей шерстью, покрывавшей все тело. Существо лежало с открытыми почти «человеческими» глазами, над которыми возвышались надглазничные толстые валы. Происхождение застреленного очень интриговало Топильского, но он не смог забрать тело с собой и приказал его захоронить.

К самым известным случаям также принадлежит инцидент с участием подполковника Карапентяна – военного врача, который в конце 1941 года служил в Дагестане. Много лет спустя он рассказал о том, как в один прекрасный день ему было предложено обследовать странного «диверсанта», захваченного военной милицией: «Перед нами стоял нагой и босой человек, но на груди, спине и плечах у него была растительность темно-коричневого цвета. Она напоминала медвежью шубу и имела длину 2-3 см. Ладони и стопы не были покрыты волосами, но на остальных частях тела они были очень длинные и частично закрывали даже лоб. На ощупь они были очень жесткие. Броды и усов у него не было, только что-то наподобие коротких и тонких волос вокруг рта. Его рост составлял около 180 см, телосложение было сильным, а вес значительным. Его лицо было темным, но человеческим, брови густые, а под ними глубоко посаженные глаза». К сожалению, странный и, как оказалось, вшивый заключенный отказывался от еды и сотрудничества, в результате чего его судьба осталась неизвестной.

Алмас

После войны «деятельность» снежного человека не была остановлена. Новости о встречах поступали из разных, часто отдаленных друг от друга мест, и от людей, представляющих весь спектр советского общества. Родна из самых интересных серий встреч с «обезьяноподобным человеком» состоялась в 1989 году, и мир узнал о ней из письма в ежемесячник «Смена», в котором шла речь о большом существе, терроризирующем воинскую часть на Карельском перешейке. В нем говорилось, что огромное двуногое существо с серым мехом часто блуждало под окнами военных зданий, доводя до паники даже очень крепких солдат. Вскоре на место выехала группа экспертов по гоминидам, но им не удалось встретиться лицом к лицу со снежным человеком, который оставлял многочисленные следы. Что интересно, многие свидетели подчеркивали, что «подсознательно» чувствовали близость существа, а после встречи с ним у них были симптомы лихорадки и сильная головная боль. Это должно было быть еще одним доказательством его психического влияния на человека.

Способность алмасов влиять на психику человека в течение многих лет является предметом споров и спекуляций. Многие люди, которые имели возможность встретиться с ними, подчеркивали, что эти существа не просто исчезают так быстро, что зрителю кажется, будто они растворились в воздухе, но могут также одним взглядом вызвать смертельную атаку паники и ступор. Эксперты утверждают, что это своего рода защитный механизм и один из многих навыков, которые позволили снежному человеку стать мастером выживания.

Внимание, алмас!

Снежные люди хорошо известны многим народам, живущим в Российской Федерации, хотя не у всех пользуются хорошей репутацией. Мансийские шаманы из Западной Сибири рассматривают их как добрых духов природы, в то время как другие народности, исповедующие ислам и буддизм, считают алмасов демонами, встреча с которыми предвещает несчастье.

Один из самых известных неприятных инцидентов, связанных с «диким человеком», случился с писателем Иваном Тургеневым (1818-1883), который был атакован «монстром» во время охоты на Полесье, о чем рассказывал потом своим французским друзьям. Тургенев, уставший от преследования дичи, решил окунуться в потоке, протекающей через лес, оставив на берегу дробовик и одежду. Когда он плавал в воде, почувствовал прикосновение, повернулся и увидел отвратительное существо – ни женщину, ни обезьяну, издававшую странные писки. Писатель быстро выбрался на берег и побежал. К счастью, он наткнулся на пастуха, который кнутом отогнал монстра, ранее уже встречавшегося ему.

Алмас

Наиболее известная легенда о грозном лице алмаса берет свое начало из Киргизстана и повествует о пастухе Омуше, который, чтобы защитить свою семью, поранил одно из этих существ. В течение долгого времени пастух не обращал внимания на ворчание жены, что возле лагеря она видела ужасающее существо, и ее желание бросить все и уйти из их месторасположения. Когда, наконец, монстр напал на шалаш, оставив женщину в состоянии глубокого шока, Омуш решил действовать: выследил его и выстрелил, но не убил, а ранил. Это только разозлило алмаса, который на следующий день убил годовалого сына пастуха, а вскоре и его жену. Одержимый местью Омуш бродил по околице и, бросив своих овец, искал возможность отомстить снежному человеку, который, однако, будто провалился под землю.

Хотя это только легенда, есть много других упоминаний, говорящих, что «обезьяноподобный человек» осуществлял публичное выражение своего недовольства, когда люди нарушали границы его территории. Нечто подобное произошло с участницей гоминологической экспедиции в Таджикистане в 1987 году Л.Руденко. Ее готовящиеся ко сну коллеги обнаружили, что за сидящей возле костра женщины скрывается тень существа, которое поочередно встает и садится на корточки. Секундой позже все вскочили со своих мест, услышав крик Руденко и тяжелые шаги бегущего нападавшего. Большое двуногое существо ударило женщину суком по голове и пробовало похитить ее, но сбежало, испугавшись. Жертва была в настолько сильном шоке, что на следующее утро была доставлена в Душанбе.

Где доказательства?

Загадка снежного человека дождалась множество более или менее точных попыток разгадки. Скептики считают, что это не что иное, как преувеличенная интерпретация легенды: следы «обезьяноподобных людей» на самом деле присутствуют в фольклоре многих народов Азии. И речь идет не только о странах СНГ, но и об Иране, Китае, Индии Индонезии, Непале и Бутане, где должен проживать наиболее известный родственник российского «дикого человека» йети. Гоминологи, однако, допускают, что в свете многочисленных доказательств, экспедиций и донесений существует шанс, что в России проживает неизвестный науке, малочисленный и избегающий людей вид приматов.

Существует также проблема интерпретации, поскольку многие российские эксперты считают алмаса человеческим видом – эволюционным соперником гомо сапиенса, который мастерски приспособился к условиям жизни в дикой природе. Раньше считалось даже, что снежный человек является потомком неандертальцев или одичавших людей, во что сегодня уже никто не верит. Тем не менее, наука не признает существование снежного человека до тех пор, пока ей не попадется живой или мертвый «экземпляр». Свидетельских показаний, оттисков следов, помета, образцов волос и даже найденных время от времени примитивных «хижины», созданных предположительно снежным человеком, не достаточно, чтобы говорить о новом виде. Но если действительно подтвердилось бы его существование, произошла бы революция в науках, связанных с биологией.

Почему же тогда, несмотря на множественные донесения о встрече и даже физические следы, снежный человек и дальше принадлежит к группе легендарных существ? Гоминологи утверждают, что в России – крупнейшей стране в мире – не просто и не дешево найти кого-то, кто достаточно умен, чтобы постоянно избегать людей и пользуется при этом «шестым чувством». Экспедиции, организованные до сих пор, являются лишь каплей в море потребностей экспертов. Принимая во внимание отсутствие интереса со стороны официальной науки, исследователи заключают: невозможно найти того, кого не ищут.