«Право на жизнь есть и у мертвых»

Филолог Биргит Менцель и ее мнение об идеях футурологов Капра и Курцвейла и о русских космистах.

Какие существуют сейчас формы утопического мышления? В чем они между собой различаются, как прослеживаются их корни до российских биокосмистов начала прошлого века? Биргит Менцель, немецкий фиололог-славист, а также автор научных работ по советской и постсоветской литературе, посвятила этим вопросам свою лекцию, которая была прочитана в ЦПКиО им. Горького, когда проходил проект Московской высшей школы социальных и экономических наук «Открытая среда».

Прошлым летом, когда она читала лекцию в своем унивеситете, тема которой называлась «Новый человек в России — утопические идеи в политике, культуре и религии», она спросила у своих студентов, могут ли сейчас в современном мире существовать утопические идеи глобального будущего? Большинство студентов привели в пример Европейский союз, идеи которого основываются на утопических ценностях. Другие студенты резко высказались о том, что в современном обществе не может существовать утопических идей.

Большая часть студентов Биргит Менцель – это русские немцы, ремигранты, которые родились и выросли в пространстве постсоветской периферии, в Сибири, Казахстане, на Урале. Филолог часто задает себе вопрос, может ли прагматизм студентов и их нарочитое желание мечтать быть следствием личной биографии и культурного багажа?

После того, как в мире произошла революция в области информационных технологий, случились прорывы в области когнитивистики, неврологии, биологии сформировалась новая утопическая философия, которая связана с новой цифровой эрой - new digital age. Самая радикальная идея в новой утопической философии – трансгуманизм. Это общественное движение со своей новой идеологией начало развиваться и распространяться с 90 годов прошлого столетия. Идеями трансгуманизма являются: избавление человека от биологических границ, искоренение всех болезней и физической смерти.

Биргит Менцель считает, что прямая противоположность трансгуманизма – системный взгляд на жизнь. Последнее было разработано Фритьофом Капра, американским квантовым физиком, который был основателем глубинной экологии. Его последняя книга была написана вместе с Луиджи Луизи, итальянским биохимиком. «Системный взгляд на жизнь: объединяющий подход» вышла в тираж в прошлом году. В книге объединяются концепции познавательной самоорганизации, которая есть у всех живых существ, включая даже саму Землю. Подход, рассмотренный в книге, предлагает по-другому взглянуть на жизнь и природу, он основан, прежде всего, на том, что необходимо признать глубинную экологию.

Биргит Менцель решила рассмотреть в своей лекции обе концепции и трансгуманизм, и системный подход. В своей лекции она раскрывает схожесть между философским и историческим мышлением, которое присутствовало в обществе России в начале прошлого века.

Трансгуманизм

Трансгуманизм относится к радикальным утопическим движениям, которые занимаются развитием технологий и их применением для усовершенствования человека, используя биотехнологические, фармацевтические и иные средства. Одним из влиятельных сторонников этого движения «spiritusrex» стал Рэймонд Курцвейл, изобретатель, инженер и предприниматель. Именно им была разработана в 70 годах прошлого столетия система, которой могли пользоваться слепые для чтения. Также к его изобретениям относится синтезатор Kurzweil, который воспроизводил звук, основанный на сэмплах, именно этот звук может сейчас охарактеризовать 80 года 20 века.

Рей КурцвейлВ конце прошлого столетия Курцвелом были опубликованы три книги, в их названиях был отражен весь сдвиг его интересов к духовной утопии от технологической. «Эпоха духовных машин», «Эпоха мыслящих машин», «Сингулярность уже близко». Последняя книга в Америке стала бетссерлером.

Число последователей Курцвейла постоянно растет во всех странах мира, центр движения находится в Кремниевой долине и в Калифорнийском технологическом институте (США). Курцвейл вместе с Ларри Пейджем, руководителем корпорации Google, основали Университет сингулярности, как частное образовательное учреждение. Основными идеями образовательного учреждения являются: вдохновлять и обучать лидеров, чтобы они использовали экспоненциальные технологии для того, чтобы решить главные проблемы человечества.

Курцвейл считает, что человечество уже достигло стадии в эволюции, когда оно может постичь свой интеллект, может получить доступ к исходному коду и расширить его или изменить при желании, чтобы преодолеть биологические границы. Курцвейл уверен, что «преодоление границ» - это не просто желаемая возможность, а необходимая задача перед человечеством, если оно хочет выжить в долгосрочной перспективе.

Он предсказывает три революции на ближайшее будущее, которые преобразят биологию в областях нанотехнологий, генетики, робототехники, и произойдет создание сверхинтеллекта. Курцвейл: «Нанотехнологии оперируют на стыке физического и информационного миров, они способны снабдить человечество инструментарием, используя который, можно будет перестраивать физический мир, в том числе наш мозг и наше тело. Человек сможет не просто распоряжаться своим телом, но и сможет преодолеть самое последнее биологическое препятствие – смерть».

Этими словами Курцвейл цитирует Ричарда Фейнмана, лауреата Нобелевской премии в области физики, который говорит, что конечность человеческого тела, пока лишь вопрос времени. Биргит Менцель считает, что это настоящая утопия.

В книге «Сингулярность уже близко» можно четко отследить ноты мессианства в его проекте. Что представляет из себя сингулярность? Впервые понятие стало использоваться математиками в 50 годах прошлого столетия. Первый упомянул о ней Джулиан Хаксли, брат Олдоса Хаксли. Затем понятие стали употреблять астрофизики, когда касались вопроса черных дыр. В определении Курцвейла «сингулярность» - это определенное событие, которое может разорвать ткань всей человеческой истории. Период будущего, когда скорость, с которой будут происходить технологические изменения, будет настолько быстрой, а влияние изменений столь глубоким, что человеческая жизнь неминуемо трансформируется. Сингулярность преобразует не только человечество, но и всю Вселенную. Человек сможет наполнить ее креативностью и интеллектом, сможет преодолеть скорость света, а это конечная цель сингулярности и будущая судьба всей Вселенной.

Курцвейл предсказывает, что это событие случится в 2045 году, дата выбрана неслучайно. Движение трансгуманистов следует макроисторическому видению всей человеческой истории, этим видением они объясняют естественную историю и человеческую, включая в него историю Вселенной. Они объясняют все одной единственной концепцией – концепцией экспоненциальной функции, которую впервые сформулировал Гордоном Мур, один из основателей компании Intel, в 1965 году.

Экспоненциальной функция подчиняется закону Мура, в первом варианте Мур предсказывал экспоненциальный рост транзисторов, работающих на интегральных микросхемах, что означало удвоение числа приборов каждые 18 месяцев. Ожидалось, что тенденция пойдет на спад. После того, как транзисторы достигнут предела своего физического уменьшения, прогнозы Мура, касательно этого момента, ориентировались на 70 года 20 века.

Курцвейл расширил экспоненциальную концепцию максимально и вывел свой закон – ускоряющей отдачи. Курцвейл пишет, что скорость экспоненциального роста сама по себе теперь экспоненциально возрастает. Закон Курцвейла более радикальный в трех отношениях: он рекурсивный (результаты влияют на скорость, с которой достигаются изменения, влияющие на будущее, удвоение также происходит каждые 18 месяцев). Экспоненциальный рост почти неограничен (новые возможности в технологиях позволяют искать новые пути обхода ограничений). Рост безграничный (каждое ограничение приводит к тому, что рост начинается на более высоком уровне). Рост не ограничивается возможностями компьютерных технологий, он затрагивает весь эволюционный процесс (экспоненциальная функция – Вселенная от Большого взрыва до конца человеческих дней).

Системный взгляд на жизнь

Родоначальником системного взгляда считают Фритьоф Капра, который стал первым ученым на Западе, который все смог доступно изложить в своей книге «Дао физики». В ней он провел параллели между восточными духовными практиками и новой квантовой физикой. Системный взгляд – поиск ответов на фундаментальные вопросы о том, что такое жизнь, как могут быть связаны между собой когнитивная деятельность, разум, сознание и наука.

Кадр из фильма Подход призывает человечество отказаться от постоянного разделения материи и разума, духовности и науки, он предлагает взглянуть комплексно на глобальное общество. Авторы концепции назвали ее «устойчивой паутиной жизни». Последователи системного подхода предлагают конкретное решение для многих проблем, которые связаны с агроэкологией, энергетикой и проблемами изменения климата. Концепция autopoiesis помогает лучше понять систему, в концепции отражается система, которая способна самоподдерживаться и самовоспроизводиться. Франсиско Варела и Умберто Матурана, чилийские нейробиологи, стали основоположниками раскрывающей концепции. Движение, которое ей следует, называется «чилийская когнитивистская школа сознания».

Авторы концепции представляют жизнь, как сеть из набора шаблонов. В основе сети лежат принципы самоорганизации и самопорождения. Вся суть живой системы заключается в знании, которое обязательно включает в себя процесс адаптации, никогда непрекращающийся. Бесконечный и постоянный процесс познания и обучения. Сам феномен познания выходит далеко за рамки человеческого или другого сознания, познание – это жизненный процесс, в него включены восприятие, поведение и эмоции. Для того, чтобы познавать, не требуется иногда мозг или нервная система, потому что в сети между мозгом и разумом отношения определяются принципами процесса и структуры. Разум – это процесс, а мозг – это структура. Однако самосознание, требует наличия нервной системы, потому что оно связано с познанием.

Изучение сознания с точки зрения жизненного опыта всегда находилось в табуированном состоянии. Измененные состояния сознания не противоречат науке, их можно рассматривать как опыт, который никак нельзя игнорировать. Они являются дверьми в когнитивную вселенную и в космический континуум, который пронизывает все неживое и живое.

Российские корни

Известный сторонник трансгуманизма Макс Мур считал, что Николай Федоров был одним из самых интересных предшественников движения трансгуманизма. Федоров – эксцентричный философ начала 20 столетия. Всю свою жизнь он желал воскрешать мертвых. Философ считал, что это «всеобщее дело», он понимал воскрешение как научный проект, а не как христианскую идею.

Николай ФедоровФедоров говорил, что человеческая задача – трансформировать все живое, что появилось на свет естественным путем. Его влияние распространилось на Достоевского, Чернышевского, Соловьева, а также советских революционеров.

Октябрьская социалистическая революция стала пиком для утопических идей. В газете «Известия» 22 января 1922 года был напечатан манифест, в котором предъявлялось требование на право иметь неограниченную жизнь, мертвые не являлись в манифесте исключением. Право должно было быть предоставлено всем, кто боролся за Свободу страны, но не имел возможности насладиться результатом своих трудов. Манифест подписали московские и российские анархисты-биокосмисты.

Все это обосновывалось разработками философа Валериана Муравьева, который занимался в те годы процессами селекции, тогда считалось, что, используя селекцию, можно будет производить человека в условиях лаборатории. Валериан Муравьев хотел заменить естественный человеческий мир искусственно созданными людьми, превратить их в сверхлюдей, о которых писал Ницше. Искусственные люди, по представлению философа, должны были иметь космический кругозор и космическую силу.

Муравьев был убежден, что история обязательно переплетется с астрономией, конец истории на земле станет началом «блестящей эпохи». Себя он называл «космократом», а будущее - «пантократией». Он сравнивал себя с садоводом, который выращивает определенные выведенные сорта растений, вместо появившихся естественным путем в процессе эволюции. Общество, по его мнению, должно было отойти от созидания малоценных людей к созиданию исключительно первых. В 1929 году Муравьева арестовали и отправили в лагерь на севере, где он пропал без вести.

Константин Эдуардович Циолковский также один из русских предшественников трансгуманизма, отец космонавтики и знаменитый ученый. Его иногда назвали «калужским чудаком», ученый был самоучкой и большую часть жизни провел в безызвестности и бедности. Малоизвестным фактом является то, что он стал автором уникальной космической философии, в которую ушла большая часть его космических расчетов. Эта философия излагается более чем 700 статьях, которые были написаны с 1914 по 1931 год.

Эти работы по объему превышают его остальные работы, которые касаются космонавтики, ракетоплавания, авиации. В работах описаны сверхъестественные, трансцендентные и магические элементы, это позволяет рассматривать их как оккультные. Циолковский сравнивал себя с Христом и считал, что его работы – это работы гения. Им написано евангелие от Купалы, где Иисус назван «галилейским учителем».К.Э.Циолковский со слуховым аппаратом собственного изобретения

В одном отрывке его работ говорится, что контролируемая селекция людей, которые будут наиболее приспособлены к жизни, их искусственная репродукция, а также ликвидация низших существ положат начало сверхчеловеку, который будет превосходить современного во всех отношениях: физических, эстетических, нравственных. Также говорится, что нужно избегать появления несовершенных существ: больных, калек, насильников, слабоумных, несознательных и других. О них стоит заботиться, но не давать им размножаться. Циолковский считал себя панпсихистом и биокосмистом.

Что связывает этот проект, который был начат в России в начале 20 века, и современные трансгуманистические концепции? Биргит Менцель считает, что цель всех движений – наделение человека высшим разумом, вечной жизнью и сверхчеловеческой силой, используя силы инженерного гения, наноробототехники и искусственного разума. Результат таких проектов – обеспечение победы над полом и телом, преодоление границ пространства и времени, увеличение продолжительности жизни, победа над смертью, как бы утопически пока это ни звучит.

Для трансгуманистов, как и для русских утопистов, характерно четкое эсхатологическое стремление к моменту будущего, когда человечество сможет преодолеть материю Вселенной и станет единым взаимосвязанным космосом.

Кстати, Курцвейл с декабря 2012 года сотрудничает с Дмитрием Ицковым, российским миллиардером, который считает, что Запад и Восток имеют структурные параллели. Для начала они организовали в Нью-Йорке международную конференцию, а затем в Москве. Молодой медиамагнат и миллиардер уверен, что человечество обязательно достигнет богоподобного разума в 2045 году («Россия 2045»).

Трансгуманизм против системного взгляда

Курцвейл не один придерживается утопических взглядов, сейчас он директор подразделения корпорации Google, которое занимается обучением машин и обработкой естественного языка.Трансгуманизм, по словам Биргит Менцель, это олицетворение невротической самовлюбленности индивидуального субъекта. Это следствие сверхиндивидуализма, который граничит с аутизмом, не ощущающего сопротивления со стороны реальности.

В трактовке идеи сингулярности Курцвейла нет различия между внешним и внутренним мирами индивидуума и окружающего общества. Социум для трансгуманистов не представляет никакого интереса. Это главное отличие от системного взгляда, который признает существование и разума, и сознания, а также индивидуального восприятия мира и индивидуального жизненного опыта. Системный подход предполагает создание независимого психофизического измерения.