Сколько нужно денег, чтобы жить хорошо?

Представьте мир, в котором большинство людей уделяют работе только 15 часов в неделю. Но платили бы им так же или даже больше, чем сейчас, потому что результаты их труда распределялись бы более равномерно. Такое будущее описывал один из основателей макроэкономики Джон Кейнс в своей работе “Экономические возможности для наших внуков” (“Economic Possibilities for Our Grandchildren”).
 

В результате технологического прогресса увеличивается количество товаров, производимых за единицу времени. Людям нужно работать все меньше и меньше, чтобы удовлетворить свои потребности. Затем, как писал Кейнс, “впервые в своей истории человечество столкнется с непреходящей проблемой – как использовать свободу от экономических пут, как занять досуг, который ему даровала наука и сложный процент, чтобы жить в мире, согласии и достатке.”
 

Работа вышла в 1930 г. Кейнс полагал, что человечество достигнет такого через 100 лет, т.е. в 2030 г. Его эссе оказалось практически незамеченным современниками, что неудивительно, если принять во внимание события того времени: Великая депрессия только начиналась.
 

В статье поднимались вопросы, которые редко становятся предметом внимания экономистов. Например, для чего нужно богатство? Сколько денег нужно, чтобы наслаждаться жизнью? Это не просто досужие вопросы, ведь деньги редко являются целью сами по себе. Говорить, что моей целью является заработать как можно больше денег, все равно что утверждать, что я ем, чтобы становиться все толще и толще. Такое утверждение верно не только для отдельного человека, но и для общества в целом.
 

Однако сейчас футуристическая статья Кейнса становится актуальной. Запад переживает кризис, которого не наблюдалось со времен Великой депрессии. Серьезные кризисы – своего рода проверки на прочность. Они выявляют недостатки социальных систем, заставляют подыскивать альтернативы. Последние события показывают, что, во-первых, современный капитализм увеличивает разрыв в доходах богатых и бедных, что может привести к общественной нестабильности, которая негативно скажется на всех. Во-вторых, он ясно показал всю хрупкость нынешней финансовой системы. Финансовые кризисы, которые вспыхивают с удивительной периодичностью, заставляют задуматься о других вариантах. Кроме того, эссе Кейнса дает пищу для размышлений на тему, какова может быть жизнь после капитализма? Кейнс полагал, что в основе всех мотиваций при капитализме лежит “инстинкт сребролюбия”, и рассчитывал, что при наступлении эпохи изобилия проявления этого инстинкта больше не будут поощряться обществом. Т.е. капитализм отменит сам себя. Но мы так привыкли жить в условиях недостатка, что мало кто может представить себе мотивы, устанавливающие принципы поведения, которые сложатся в мире достатка.
 

Роберт Скидельски, профессор экономики Уорвикского университета, и Эдвард Скидельски, профессор политической философии университета Экстера, в статье “Похвала досугу” попытались продолжить мысль Джона Кейнса.
 

Давайте представим, что каждый располагает доходом, достаточным для того, чтобы жить хорошо. Что такое “жить хорошо”? И что этим не является? Какие изменения нужны, чтобы этого достичь? Такие вопросы редко обсуждаются, так как они не укладываются в рамки какой-то одной из гуманитарных дисциплин.
 

Столетия капитализма настолько исказили структуру человеческой мотивации, что некоторые полагают, что человек не может функционировать без монетарных стимулов. Экономисты представляют людей как ослов, которые двигаются, только если перед носом у них раскачивается морковка. Однако такое мнение о человеческой природе – относительно свежая мысль, которая появилась только в XIX веке с развитием индустриального капитализма.
 

В классический период, в римскую эпоху и даже в Средневековье существовали обширные классы людей, которые не были напрямую вовлечены в экономическую деятельность, но являлись, как, например, философы, поэты и ученые, уважаемыми членами общества. Братья Скидельски полагают, что в ближайшем будущем доля досуга резко вырастет. Технологический прогресс уменьшает потребность в человеческом труде в производстве, высвобождая все больше времени.
 

В начале нужно определиться, что досуг не подразумевает праздности. Наоборот, праздность – почти полная его противоположность. Досуг можно определить, как это делал Иммануил Кант, как “целесообразность без цели”, или деятельность, которая не направлена на удовлетворение какой-либо потребности. Скульптор, превращающий глыбы мрамора в статуи, учитель, придумывающий простые объяснения для сложных явлений, ученый, изучающий тайны пространства и времени, – все эти люди стремятся лишь быть лучшими в своем деле. Они, конечно, получают оплату за свою работу, но главный источник их мотивации не деньги.
 

Исследование, проведенное несколько лет назад на грант ФРС США Массачусетским технологическим институтом, показало, что увеличение зарплаты положительно сказывается на результатах работы только при выполнении однотипных механистических задач. Если же задача связана с “даже рудиментарными познавательными навыками”, то увеличение награды сковывает воображение и подавляет творческие способности.
 

Вопрос мотивации в мире будущего остается открытым. Но хочется надеяться, что ведущую роль будут играть не деньги.