Среди компаний и учреждений, которые представили свое видение пассажирской авиации будущего: Northrop Grumman, Boeing, Lockheed Martin, Массачусетский технологический институт (MIT) и прочие. Одной из самых захватывающих разработок стал проект корпорации Boeing, который получил условное обозначение Icon-II. Планируется, что самолет станет развивать сверхзвуковую скорость (1,6 Маха), а его дальность составит примерно девять тысяч километров.

Еще можно назвать один интереснейший проект подобного плана — это разработка компании Lockheed Martin. Проекту дали название Supersonic green machine. По концепции он близок к разработке компании Boeing, но у лайнера есть одна интереснуая особенность. Если по своим характеристикам два проекта относительно близки, то их внешний вид очень сильно отличается. Сдвоенный хвост, который соединяет оба крыла самолета, придает Supersonic green machine очень необычный внешний вид. Вообще, когда смотришь на такого рода конструкторские решения, задаешься вопросом невольно – есть ли у них путевка в жизнь? Ведь уже давно стандартные аэродинамические схемы доказали свою практическую эффективность. Но с другой стороны, новые технологии делают возможными даже наиболее, казалось бы, невозможные концепции. 

Главной причиной непопулярности сверхзвуковых авиалайнеров является их низкая рентабельность. Сверхзвуковой пассажирский самолет представляет собой очень сложную и невероятно дорогую конструкцию. Для полета ему необходимо намного больше топлива, чем требуется дозвуковым машинам. Все это ведет неизменно к более высокой цене билетов. Например, цена билетов на рейсы Ту-144 была в полтора раза больше цены обычных авиабилетов.

Сверхзвуковые авиалайнеры представляют собой амбициозные замыслы далекого будущего. Но были представлены в рамках программы разработки, которые призваны ответить на вызовы современнности. Во главу угла проекта компании Boeing, который получил название SUGAR Volt, поставлена экономичность авиаперевозок. Проект собой представляет гибридный пассажирский самолет, в конструкции которого основное место отводится использованию электрической энергии. Как полагают разработчики, SUGAR Volt будет использовать реактивные двигатели только для того, чтобы делать взлет. Последующий полет станет осуществляться благодаря применению электродвигателей и аккумуляторных батарей. Нетрудно догадаться, что подобный подход не только обеспечивает экономичность, но и уменьшает ущерб, который наносится окружающей среде. Интересное конструкторское решение, которое было использовано при проектировании SUGAR Volt, это складывающиеся крылья. Во время стоянки крылья самолета станут складываться как крылья палубных истребителей. Подобный подход дает возможность сэкономить очень много места. 

Похожий проект это разработка, которая называется Silent Efficient Low Emissions Commercial Transport (SELECT) компании Northrop Grumman. Основным замыслом создателей было сделать максимально экономичный летательный аппарат, который булет пригоден для эксплуатации в самых разных условиях. Так, для взлета самолета потребуется полоса длиной всего лишь полтора километра. А еще планируется использовать новейшие двигатели, которые обеспечат ему малый расход топлива. 

МС-21 позиционируется в качестве замены Ту-154 – самого массового отечественного пассажирского самолета. За все время его производства было построено 998 самолетов. Несмотря на большое число авиакатастроф (72!) c участием этого самолета, он снискал себе славу надежной и удобной машины. 


Некоторые авиалайнеры, разработанные в рамках программы NASA, имеют по-настоящему диковинный внешний вид. Именно таким является проект пассажирского самолета, разработанный Lockheed Martin. BOX WING JET внешне представляет собой настоящий биплан XXI века. По мнению разработчиков, такая компоновка позволит самолету преодолевать большие расстояния при использовании минимального количества топлива. В сумме с инновационными двигателями это позволит авиалайнеру быть в полтора раза экономичней современных авиалайнеров. 


Большой интерес представляют разработки Массачусетского технологического института (MIT). Ученые довольно оригинально подошли к вопросу снижения шума в пассажирском салоне. Проект Hybrid Wing Body H-Series построен по аэродинамической схеме «летающее крыло», что само по себе очень нестандартное решение. По крайней мере, для пассажирской авиации. Эта концепция позволит разместить двигатели самолета в задней части фюзеляжа. Таким образом, шум двигателей можно будет свести до минимума. Сам авиалайнер весьма внушительных размеров, способен вмещать до трехсот пятидесяти пассажиров. Скорость самолета должна превысить 0,8 Маха. 


Оригинальным можно считать и другой проект MIT с не менее интересным названием - Double Bubble D8. Разработка представляет собой что-то наподобие «сиамских близнецов» от мира авиации. Внешне D8 похож на два авиалайнера, «слитые» в один. Как и в случае с Hybrid Wing Body H-Series, двигатели самолета размещаются в конце фюзеляжа. В сравнении с современными авиалайнерами, проект предполагает уменьшение выбросов окислов азота на 90%. Расход топлива планируется снизить на 70%. 


А еще по замыслу всех разработчиков, участвующих в программе, при постройке сконструированных ими самолетов будут использованы новейшие материалы, которые снизят массу летательных аппаратов. 

Sukhoi Superjet 100 стал первым отечественным пассажирским самолетом, разработанным уже после распада СССР. В качестве одного из главных конкурентов SSJ нередко называют украино-российский Ан-148. В то же время такой подход не совсем корректен, поскольку самолеты приспособлены для решения несколько разных задач.


Но не только американские инженеры и ученые работают над созданием пассажирских авиалайнеров будущего. Их европейские коллеги тоже не собираются «нервно курить» в сторонке. Но если американцы заняты решением прагматичных задач, европейцы постарались дать волю своей фантазии. Не так давно компания Airbus представила свое видение интерьера авиалайнера 2050-го года. Задумка заслуживает внимания. Стены и крышу салона авиалайнера будущего инженеры Airbus предлагают сделать…прозрачной. А весь салон самолета будет представлять собой нечто вроде оранжереи. К тому же разработчики обещают: в таком самолете скучать не придется. Они планируют создать для путешественников подобие виртуальной реальности, где те смогут находиться до конца полета. 


Несмотря на хронические сложности, россияне тоже заняты авиацией далекого будущего. В 2012-м году Министерство промышленности и торговли выделило 6 млрд. рублей на проведение исследовательских работ в области гражданской авиации. Как известно, создание конкурентноспособных двигателей – один из самых сложных вопросов для отечественного авиастроения. Именно ему в ближайшие годы будет уделен максимум внимания. В наше время разработка авиационного двигателя может длиться в два раза дольше разработки самого самолета. Поэтому, чтобы иметь к 2030-м годам авиационные двигатели, соответствующие требованиям своего времени, приступать к их проектированию нужно уже сейчас.