Здесь и сейчас

В наше время срок эксплуатации самолетов измеряется часто десятилетиями. Так что новейшие самолеты, которые разработали такие компании, как Boeing и Airbus, уже сейчас можно с легкостью назвать будущим пассажирской авиации. 

Именно как «самолет будущего» позиционируют новейшую разработку компании Boeing – Dreamliner. Boeing 787 Dreamliner - это широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер. Планируется, что в модификации 787-10 он сможет вмещать примерно триста пятьдесят пассажиров. У «лайнера мечты» имеется несколько революционных конструкторских решений, которые делают его истинно самолетом будущего. Во-первых, 787-ой  - первый в мире широкофюзеляжный авиалайнер, в конструкции которого было задействовано настолько много композитов. Из композитных материалов изготовлена почти половина его фюзеляжа. Если сравнивать, в планере Boeing 777 доля композитов не превышает 9-ти процентов. В конструкции двигателя самолета также имеется большой процент композитов.

Из-за широкого применения новых материалов Dreamliner обладает, с одной стороны, большим уровнем безопасности, с другой стороны - обладает хорошими летными характеристиками. Крыло самолета получило изгиб, который придает лайнеру очень выразительные индивидуальные черты. Безусловно, в основе конструкции крыла находится вовсе не забота об эстетике. Подобная конструкция, прежде всего, необходима, чтобы увеличивать подъемную силу. Еще одной важной особенностью самолета можно назвать его экономичность. Dreamliner тратит на 20% меньше топлива, чем другие тратят машины такого класса. 

Правда, начало коммерческих полетов «Дримлайнера» вскрыло некоторые трудностеи технического характера. Но когда идет речь о вводе в эксплуатацию новых видов техники, такие проблемы имеют повсеместный характер. Так или иначе, сейчас Boeing 787 Dreamliner является эталоном технологичности и комфорта. 

А что же скажет Отечество? Это очень непростой вопрос. После развала СССР наш авиастроительный комплекс оказался в довольно сложной ситуации. Сейчас российские специалисты предпринимают отчаянные попытки спасти положение вещей. Первой «ласточкой» российской пассажирской авиации можно назвать Sukhoi Superjet 100, который разработали в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Но было бы не очень разумно проводить между разработкой «Сухого» и выше упомянутым «Дримлайнером» аналогии. Во-первых, это самолеты совершенно разного класса. Superjet представляет собой так называемый ближнемагистральный пассажирский самолет, базовая модификация которого вмещает только девяносто восемь пассажиров. Во-вторых, наш самолет на звание «революционной» новинки не претендует.

Скорее всего, разработку«Суперджета» можно назвать ответом на требования времени отечественной авиастроительной отрасли. Тем не менее в ближайшем будущем Sukhoi Superjet 100 будет одним из главных самолетов российских авиакомпаний. Не последняя роль в создании SSJ принадлежит коллегам из Франции. Ведь с их помощью был разработан двигатель SaM146, который имеет хорошие показатели расхода топлива. К февралю 2013-го года было построено двадцать четыре самолета SSJ. 

 

Что нам готовит день грядущий?

Надежды российского авиастроения связаны не только с Sukhoi Superjet 100, но и с проектом, который имеет обозначение МС-21 (Магистральный самолет XXI века). Его разработчиком выступает корпорация «Иркут», которая  провела выставку МС-21-300, предназначенного для проведения летных испытаний. Первый полет нового среднемагистрального пассажирского лайнера запланирован на конец текущего года.

Магистральный самолет XXI века входит в семейство МС-21, которое включает две модели. МС-21-200 рассчитан на перевозку от ста тридцати двух до ста шестидесяти пяти пассажиров, МС-21-300 может принять на борт от ста шестидесяти трех до двухсот одиннадцати пассажиров. Самолет оснащен композитным крылом большого удлинения, увеличенным диаметром фюзеляжа, а также двигателями и системами последнего поколения. Лайнер, который был разработан на базе проекта Як-242 ОКБ имени Яковлева, может эксплуатироваться во всех климатических зонах.

По первоначальным планам, российский самолет должен был составить конкуренцию авиалайнерам Airbus и Boeing. В то же время, как полагеают эксперты, главным конкурентом МС-21 станет китайский пассажирский самолет Comac C919. 


Последний, между прочим, тоже вызывает немалый интерес специалистов. Comac C919 будет крупнейшим в истории Китая серийным пассажирским самолетом. Но интерес к нему вызван не одним этим. Новая китайская разработка – это важный шаг в долгосрочной программе, которая направлена на преодоление монополии западных держав в авиастроении. 


Когда речь идет о проектах ближайшего будущего, в первую очередь стоит вспомнить Airbus A350. В модификации A350-1000 новый пассажирский самолет способен перевозить до трехсот пятидесяти пассажиров. В линейке самолетов Airbus он должен сменить A340, а еще собой дополнить более современный A330. 


Именно A350 в ближайшем будущем станет главным конкурентом «Дримлайнера». Как и в случае с новой разработкой компании Boeing, в конструкции A350 найдут свое широкое применение новые материалы. Композиты составят 52% от общего веса самолета. Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке пассажирской авиации, уже в настоящий момент можно сказать с уверенность, что A350 окажется коммерчески успешным проектом. 


Еще одна интересная разработка компании Airbus - узкофюзеляжный пассажирский самолет A320neo, созданный на базе A320. В основе проекта - снижение потребления топлива. В сравнении с базовым вариантом, новые двигатели позволят A320neo снизить расход горючего на 15%. Это сделает эксплуатацию самолетов более рентабельной. Кроме того, такой подход призван снизить количество вредных выбросов. Начало эксплуатации A320neo намечено на 2016-й год. 


В ответ на разработку европейцами A320neo Boeing не так давно начал проектирование модели 737 MAX. Базой для нового самолета послужил самый популярный в мире узкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 737. По заявлению представителей компании, Boeing 737 MAX будет расходовать на 4% меньше топлива, чем его европейский конкурент. Поставки авиалайнера заказчикам намечены на 2017-й год.

 
В общем, совсем скоро на международном рынке пассажирских самолетов развернется настоящая битва титанов. 

Крупнейший в мире пассажирский самолет - Airbus A380. Его длина - 72 метра, а размах крыльев достигает 79 метров. Самолет может брать на борт до 853 (!) пассажиров. А при условии разделения салона на три класса, в них можно разметить до 525 пассажиров, что тоже немало. На сегодня построено более ста A380. Общий портфель заказов на него превышает 260 машин. Из всех российских авиакомпаний только «Трансаэро» сделала заказ на A380. 

Прекрасное далеко 

Мы можем только гадать относительно того, какой внешний вид будут иметь  авиалайнеры далекого будущего. Технологии на месте не стоят, и никто не может в точности сообщить, что произойдет через десять или двадцать лет. С другой стороны, уже сегодня можно сделать определенные выводы касательно вектора развития пассажирской авиации. Как нетрудно догадаться, в будущем ставка будет сделана прежде всего на экономичность эксплуатации и на экологическую безопасность полетов. Не последняя роль будет отведена и характеристикам самолетов. 


Первопроходцы в вопросе проектирования лайнеров будущего - американцы. Целью программы NASA, которая  получила название Fundamental Aeronautics Program, стала разработка концепций пассажирских самолетов будущего. Предполагается, что данные концепты должны получить возможность реализации примерно в 2025-2035-х годах. 


Согласно требованиям NASA, специалисты должны «заглянуть» на три технологических поколения вперед. Среди основных целей программы: снижение потребления топлива на 70%, азотных выбросов - на 75% и уровня шума - на 71%. Для всего этого нужен целый ряд революционных свершений в области авиастроения. Но американские специалисты уверены: для человека с интеллектом ничего невозможного нет. Их проекты поражают воображение. 

За всю историю пассажирской авиации существовало всего два сверхзвуковых авиалайнера. Первым из них был советский Ту-144, совершивший первый полет в 1968 году. Ту-144 выполнял пассажирские перевозки менее года, с 1977 по 1978 гг. Вторым сверхзвуковым пассажирским самолетом стал легендарный Concorde. Нужно сказать, ему повезло куда больше, чем его советскому аналогу. Англо-французский самолет начал свою трудовую карьеру в 1976 году. Лишь в 2003 самолет был окончательно снят с эксплуатации.


Безусловно, вся работа, проделанная в рамках программы Fundamental Aeronautics Program, имеет глубокую теоретическую основу. Специалисты не только работали над предполагаемым внешним видом и характеристиками летательных аппаратов, но и проанализировали возможность их эксплуатации.