Письмецо в конверте будит ум - поверьте

Ученые в тревоге: дети утрачивают навыки чистописания.

Пережиток прошлого

Современная тенденция: школьники все меньше и меньше пишут на уроках и дома. Речь идет о полноценном письме от руки, когда нужно выводить палочки и закорючки. И обязательно с наклоном. В ряде стран, включая США, подобные занятия уже вообще не считаются обязательными: школьники печатают на компьютере. А если их и учат писать, то печатными буквами, как, например, в Финляндии. И не всегда ученики пишут на бумаге - большинство водят стилусами по планшетам.

Похоже, и Россия пойдет, что называется, по пути прогресса. Детей начинают обучать компьютерной грамотности с младших классов. В ущерб тому, что в прежние времена называли чистописанием. Хорошо ли это?

Ответ ученых: конечно, хорошо, если дети научатся быстро и без ошибок набирать тексты, пользуясь клавиатурой - клавой, как ее часто называют. Ведь мир изменился, и, не владея компьютером, нельзя ощущать себя современным человеком. Но не писать от руки - это плохо. Плохо для мозга, в котором могут отстать в развитии сразу несколько важных отделов.

Шевелим пальцами и мозгами

Особенности работы мозга тех, кто пишет от руки и с помощью клавиатуры, изучила американская исследовательница Карин Джеймс - профессор Университета Блумингтона (штат Индиана). В подопытные женщина набрала детей, которые вообще еще не умели ни читать, ни писать, но буквы знали и различали. Разделила на две группы. Одну стала обучать грамоте традиционным способом - дети учились писать ручкой на бумаге. Во второй группе ребята тыкали пальчиками исключительно в клавиатуру.

Результат: первая группа обучилась быстрее. И в итоге писала и читала лучше второй - компьютерной. Томограммы показали, что мозг детей, выводивших буквы от руки, работал почти как у взрослых, давно овладевших чтением и письмом. Особенно активными становились те зоны в височной и затылочной долях коры левого полушария, которые участвуют в процессах распознавания информации. А благодаря так называемой мелкой моторике, которую развивают манипуляции ручкой, у детей подключалась и теменная область, связанная с движением и концентрацией внимания.

Изощренное упражнение

- Томография свидетельствует, что письмо - даже примитивное - словно готовит в мозге почву для развития и закрепления навыков чтения, - объясняет профессор.
По словам ученой, тексты, написанные от руки, и запоминались лучше.

- Конечно, моторику можно развить, завязывая морские узлы или шнурки, - говорит невролог, кандидат медицинских наук Виталий Кузовкин. - Но письмо от руки гораздо эффективнее. Особенно по сравнению с электронными гаджетами, которые требуют меньше усилий - и физических, и умственных. Невелика заслуга - нажать на клавишу или двинуть пальцем по экрану. Письмо же - это изощренное, ни с чем не сравнимое интеллектуальное упражнение. К тому же оно полисенсорно - вовлекает тактильные ощущения, зрительное восприятие, эмоции, фантазию. А чем больше раздражителей, тем эффективнее стимуляция мозга. Это его развивает.

Коллеги, которые провели соответствующие исследования, утверждают, что, помимо всего прочего, письмо помогает устанавливать связи между полушариями, развивает логическое мышление и тренирует мозг одновременно управлять ходом мыслей и двигательными функциями.

ВЫВОД

Полезный атавизм

Учите детей писать от руки прописными буквами. От письменных упражнений дети лишь поумнеют. А вот какое в итоге влияние окажут компьютеры, еще надо будет посмотреть...

Да, в сегодня все меньше ситуаций, когда требуется хоть что-то написать от руки. Разве что заявление на отпуск или о приеме на работу. Но и это со временем уйдет. Особенно тогда, когда повсеместно будут признаны электронные подписи. Письмо от руки станет атавизмом. Или рудиментом - как аппендикс или хвост. Но дело-то касается мозга! Если мы не хотим, чтобы он изменился каким-нибудь непредсказуемым способом - не стоит забывать о чистописании.

Словом, пишите - для личной профилактики. А чтобы это занятие не выглядело бессмысленным, пишите друг другу. Письма. Как положено, чтобы в конвертик запечатать и отослать по почте.

КСТАТИ

Не исчезнуть бы совсем

Пример из далекого прошлого. Homo sapiens (люди нашего вида) выжили в процессе эволюции, а неандертальцы все до одного вымерли. Ученые видят причину в том, что неандертальцы не занимались творчеством - не лепили из глины, не изготавливали украшений. Но главное, не рисовали на стенах пещер. Вся их деятельность носила исключительно практический смысл.

А Homo sapiens охотно творили. И много рисовали. Все многочисленные картинки, обнаруженные на стенах пещер, это их рук дело.

Рисунки представляли собой графические повествования по мотивам наших предков. По сути, они - предки - писали изложения. Только по-своему - используя и картинки, и различные символы. И тем самым, как теперь стало ясно, люди нашего вида совершенствовали свой мозг, в котором устанавливались все более сложные нейронные связи.

А неандертальцы не совершенствовали и отстали в развитии. И не смекнули, что надо объединяться в группы, чтобы сообща противостоять тяготам первобытной жизни. Например, в суровый ледниковый период. Антропологи уверяют, что неандертальцы так и не научились сотрудничать. А вот Homo sapiens, наоборот, легко объединялись в кланы, в общины. Одни часто оказывали помощь другим, находя, что называется, общий язык. И дело тут опять же в мозге. На заре эволюции именно символическое рисование - аналог письменности - помогло развить способность сначала к речи, а потом и к языкам. Люди нашего вида разговорились. А неандертальцы - нет. Вот и вымерли...

Источник